061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 5

061. Горненский монастырь (Иерусалим), страница 5

ИСТОРИЯ

щ

В основном эти арабы придерживались ислама в его суннитском варианте, однако среди них было и немало христиан. Палестину населяли также другие христианские народы, туда со всех уголков мира устремлялись многочисленные паломники, действовали представительства различных религиозных общин. Российская империя и Русская Православная Церковь считали очень важным укрепление русских позиций на Святой Земле. Для этого в 1847 году по высочайшему распоряжению императора Николая I создается Духовная Миссия. В 1869 году ее главой был назначен архимандрит Антонин (Капустин), заслуженно считающийся одним и самых видных представителей русского Православия XIX столетия.

По свидетельству историка Н. Н. Ли-сового, архимандрит Антонин очень переживал, что значительное число

Османская (Оттоманская) империя — официальное название султанской Турции (от имени Османа I — основателя династии Османов). Сложилась в XV—XVI веках в результате турецких завоеваний в Азии, Европе и Африке. С конца XVII века стала постепенно терять завоеванные территории, а в 1918 году, после поражения в Первой мировой войне, окончательно распалась.

сакральных мест Святой Земли принадлежало католикам, а не православным. В частности, он был озабочен деятельностью францисканцев, которые скупили в Айн-Кареме наиболее важные земельные владения, включая то пространство, где, по преданию, раньше находился дом праведных Захарии и Елисаветы: «Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли». Архимандрит Антонин вынашивал мысль о приобретении земельной собственности

Крестный ход к Иордану. Фотография из книги английского писателя Стивена Грэхема «Срусскими паломниками в Иерусалиме», увидевшей свет в 1913 году.

Вид на Иерусалим в середине XIX века. Картина Эдварда Лира.

в Айн-Кареме уже в момент назначения на должность начальника Русской Духовной Миссии. В октябре 1869 года он поделился своим замыслом с членом Государственного совета Российской империи, первым министром путей сообщения в русской истории П. П. Мельниковым, который тогда посетил Иерусалим. В его лице архимандрит нашел горячего сторонника. По возвращении в Петербург Мельников основал комитет для сбора средств — впоследствии эти средства были отправлены в Палестину. В списке жертвователей стояли имена видных общественных деятелей России того времени: