063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 3

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 3

МГЬ ОБНТОДЙ штт

Елеазаровский монастырь стал школой монашества для псковитян. Хотя и до него существовали в Пскове монастыри, но то были городские обители со всеми вытекающими отсюда последствиями. А из Елеазаровой пустыни вышли десять подвижников, основавших впоследствии монастыри по всему Псковскому краю.

Йогласно преданию, история Спа-со-Елеазаровского монастыря началась еще в XII столетии. Тогда на берегу речки Толбы, на том самом месте, где впоследствии основал обитель преподобный Евфросин, поселились инокини — сестры Иоанновско-го монастыря, одного из древнейших в Пскове (в Иоанновском монастыре подвизались представительницы многих благородных фамилий, он считался «княжьей» обителью). Но жизнь в удалении от города была для монахинь тяжела и опасна, и место, определенное Богом для иноческой жизни, надолго запустело.

В 1425 году на берег реки Толбы пришел преподобный Евфросин Псковский, уроженец села Виделебье, постри-женник Снетогорского монастыря. Он поставил себе здесь келью и некоторое время жил отшельником, пока вокруг него не стали собираться сподвижники и ученики. Местом первоначаль

Вид Спасо-Елеазаровского монастыря от дороги, соединяющей Псков и Гдов.

ных подвигов преподобного стала так называемая Святая гора, находящаяся на некотором удалении от основного комплекса монастырских зданий.

Преподобный Евфросин принимал приходящих к нему с великой любовью — как говорится в его Житии, «он же нача их приимати и поучевая их о пользе душевней, имети чистоту телесную и душевное незлобье, смирение и братолюбие нелицемерное ко всем, к малым и к великим... прекословья же веляше бегати и зависти, объядения и пьянства и прочих, яко змия; и бяше по единому их в кельи безмолвствующе». Так созидался монастырь.

Известно и из жития преподобного, и из устава, составленного им для братии, что наилучшим способом монашеского жительства он почитал скитское. Этот срединный путь (меж

отшельничеством и киновией) называл «царским» еще преподобный Иоанн Лествичник, говоривший: «Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве; или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии. Не укло-нися, говорит Екклесиаст, ни на десно, ниже на шуе (Притч. 4, 27), но путем царским иди. Средний из этих образов жизни многим приличен; — ибо тот же Екклесиаст говорит: горе единому, ибо если он падет в уныние (Еккл. 4, 10), или в сонливость, или в леность, или в отчаяние, то нет человека воздвиг-нути его. А идежде еста два или трие собрани во имя Мое, ту есть посреде их, сказал Господь (Матф. 18,20)».