063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ иные же на трудовныя дела монастырские, сия же вся бываху разсужением и управлением преподобнаго отца». Скончался прп. Евфросин в 1481 году, девяноста пяти лет от роду. Перед кончиной он принял постриг в схиму с именем Елеазар (таково же было и его мирское имя), и впоследствии в память о нем монастырь стали называть Спасо-Елеазаровским, хотя первоначальное наименование его было — Сретенский, в память о встрече Цареградской иконы Божией Матери, принесенной из Византии преподобным Евфросином. Духовный и, если можно так выразиться, интеллектуальный облик Когда-то у обители было обширное хозяйство, множество служебных построек. Большинство из них не сохранилось, а от некоторых — как от этой мельницы — остались лишь руины. Слева: Елеазаровская пустынь в XIX столетии. Слева в центре: Здание монастырской гостиницы. Дореволюционное фото. Елеазарова монастыря определился еще при жизни прп. Евфросина. Сам он, будучи человеком очень образованным и начитанным для своего времени, сведущим в Священном Писании, вероятно, оставил по себе в обители не только собственные поучения, но и библиотеку. О том, что библиотека имелась, говорит по крайней мере список творений Исаака Сирина, сделанный в Елеазаровом монастыре в 1470-е годы по указанию старца Евфросина (ныне этот список хранится в Российской государственной библиотеке). Среди учеников святого также немало было людей «книжных». Так складывалась традиция, определившая роль монастыря в XVI веке — роль центра, откуда распространялось духовное просвещение. Здесь редактировалась I Псковская летопись, переписывались труды святых отцов и — как полагают некоторые исследователи — «Слово о полку Игореве». Например, известный псковский археограф и краевед, создатель древлехранилища Псковского государственного объединенного ис-торико-архитектурного и художественного музея-заповедника Л. А. Творогов (1900—1978) убедительно доказывал, что первая редакция Жития прп. Евфросина Псковского и список «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к графу Мусину-Пушкину, происходят из одного круга (и, возможно, даже были написаны одним лицом). А первая редакция Жития прп. Евфросина создавалась в его монастыре — в весьма скором времени после кончины старца. Не забудем, говоря об интеллектуальных традициях Спа-со-Елеазаровского монастыря, также и писаний его знаменитого насельника — старца Филофея. Что касается духовного устроения жизни в обители, то оно было весьма и весьма суровым. Общежительный устав, данный братии прп. Евфросина, исполнялся неукоснительно, и понести таковую жизнь могли далеко не все — недаром здешних иноков называли «железными». Многие из этих |