063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 9подвижники понять — возвращался ли после этого юноша домой или же прямиком направился в монастырь. Но так или иначе, раньше или позже, в монастырь преподобный Евфросин все же попал. Принял постриг он в Сне-тогорской обители и «начат же воздер-жатися зело постом и бдением и молитвами и всенощным стоянием, и братии служа без лености в поварне и в пекарне и во всех службах монастырских, якоже обычай имеяху, и всем на успех бысть иже ту сущей братии, и первее всех обреташеся на пении церковном и послеже исхожаше. И нача же слава проходити о нем повсюду добродетель-наго ради жития его. Он же тяжко си внят о сем, ненавидя славы от человек, вменяше се быти грех и студ, попечение же имый еже бежати славы». Очевидно, желание преподобного Евфросина «бежати славы» было обусловлено еще и тем, что Снетогорский монастырь в описываемую пору отнюдь не славился высокой жизнью своих насельников. Иноки, уплатив определенный взнос («вкуп») при поступлении в обитель, не считали нужным налагать на себя излишние бремена и идти тесным путем. О духовной расслабленности, царившей в стенах Снетогор-ской обители, мы можем почерпнуть сведения из многих документов того времени, и она, эта расслабленность, совершенно не согласовывалась с умонастроением преподобного Евфросина. В первой редакции Жития мы находим слова, с которыми он обращается к духовнику, испрашивая у него благосло Вверху: Снетогорский монастырь, где принял постриг преподобный Евфросин. Справа: Икона преподобного Евфросина, находящаяся в Богородице-Рождественском приделе Трехсвятитепьского собора, рядом с Цареградской иконой Божией Матери. вения удалиться в пустыню: «И видех чин и житие их (снетогорских иноков — прим. ред.) добродетельное и жестокое, аз же слаб есмь и немощен, и грех ради моих, прииде ми ин помысл или от Бога или от съпротивнаго, един Бог весть, изыти от тоя честныя обители и сесть особь, где идеже Бог укажет». Зная действительность, в этих словах преподобного мы находим стремление покрыть любовью слабости снетогорской братии. Он действительно хочет удалиться из монастыря «грех ради моих» — то есть ради того, чтобы не впасть в грех осуждения. Глубокое же смирение святого сказывается в том, что намерение свое он всецело отдает на суд духовника, предоставляя ему решать, от кого пришел сей «помысл» — «или от Бога или от съпротивнаго». Духовный отец благословил преподобного Елеазара на отшествие в пустыню, и он удалился из Снетогорского монастыря, ища места, где можно было бы безмолствовать. Было это, согласно Василию-Варлааму, в 1425 году. «И об-хожаше места многа, где бы мощно ему наедине безмолвствовати. Но паче Богу наставляющу его, слышит о месте том, иже над Толвою рекою, отстояние имущи место то от града Пскова два-десять пять поприщ, идеже ныне монастырь стоит благодатию Христовою, и некими Христолюбцы зван бысть владетельми местом тем... И на месте том колибу себе водрузи и трудолюбно в ней подвизался постом и бдением и молитвами, всенощным стоянием и на земли леганием противу невидимаго врага кознем». Преподобный Евфросин стал первым пустынножителем Псковским. Впоследствии его подвиг повторили многие из его учеников, но |