063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 8

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 8

шш шынншть

Среди псковских святых преподобный Евфросин — первый пустынножитель. До него такого подвига не брал на себя никто. Долго, однако, преподобному в уединенной пустыни пребывать не пришлось — ему предстояло стать духовным воспитателем многих подвижников и основателем монастыря.

Земной путь преподобного Евфросина Псковского освещен в двух письменных источниках XV— XVI веков. Первая редакция Жития была составлена, по всей видимости, в Елеазаровом монастыре в первое десятилетие по кончине преподобного. Вторая — несколько позже, и автором ее явился известный псковский агио-граф священник Василий, впоследствии принявший постриг в Крыпец-ком монастыре с именем Варлаам (его перу принадлежит, кстати, и Житие преподобного Саввы Крыпецкого).

Детские и юношеские лета прп. Евфросина описаны в житийных текстах довольно скудно. Сообщается, что появился на свет он в 1386 году, в «веси Виделепьския, разстояние имущи от града (то есть от Пскова — прим. ред.) 30 поприщ; а от ких по плоти родися, не свемы». В отсутствие достоверной информации Василий-Варлаам обильно пользуется топосами — то есть эксплуатирует общие темы, характерные для агиографии вообще. Например, он рассказывает о том, что с младых ногтей прп. Евфросин (в миру он но

тштон

Тропарь преподобному Евфросину Псковскому, глас 4

Житейскую печаль и всяк мятеж мира сего любвё ради Христовы со дерзновением отвёргл есй, блажен-не, и повелённая распятым Господом Иисусом Христом вся исправил еси, и Того ярём взем, во всем воли Его повинулся еси. Сего ради Бог прославил тя и по преставлё-нии чудеса показа от честнаго гроба твоего. Тем же и неоскудно угобзи-ся обитель твоя, и нищим бысть бо-гатное пристанище и покров, отче наш преподобие Евфросйне, моли Христа Бога, да спасёт души наша.

Преподобный Евфросин часто изображается на иконах вместе с прп. Серапионом, своим первым сомолитвенником.

сил имя Елеазар) прилежал к чтению книг, и его уму и начитанности дивились многие. Что касается детских игр, то в них святой отрок не принимал участия. («Не убо уклоняшеся на некая играния или позоры, но паче... на церковное пение».) Кроме того, согласно автору Жития, преподобный с самых юных лет показал себя суровым постником. («И начат же воздер-жатися веема, сладких не ясти отнуду. Родителю же, уведевше таковое воздержание отрока, и глаголаше: о чадо, почто плоть свою оскорбляеши таковым жестоким пребыванием, а нам печаль велию твориши о сем? Отрок же рече: писано бо есть, родителие: брашно и питие не предпоставит нас пред Богом».) Когда же отец и мать пожелали «браку сочетати его», Елеазар бежал из дому. Об этом эпизоде Василий-Варла-ам говорит довольно смутно, и сложно