063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 4ХРОНОЛОГИЯ 1 425 Преподобный Евфросин, постриженник Снетогорского монастыря, приходит на реку Толбу. Через некоторое время вокруг него собираются ученики, основывается обитель. 1481 Кончина преподобного Евфросина, принявшего перед смертью схиму с именем Елеазар. 0 К. 1524 Старец Елеазарова монастыря Филофей пишет «Послание о злых днех и часех», адресованное Мисюрю Мунехину, где звучит ставшая знаменитой формула: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». 1 549 Прославление прп. Евфросина в лике святых. Ктора* 1Ш0Ш1Л JCVI Возводится в камне Трехсвятительский соборный храм. 1764 Монастырь причислен к третьему классу. 1766 В Спасо-Елеазаровскую обитель переселяются иноки упраздненного Великопустынского монастыря. 1804 Братия закрытого Снетогорского монастыря переведена в Елеазаровский монастырь. 1813 Обитель возводится во второй класс. 1906 Настоятелем Елеазаровской пустыни становится игумен Иувеналий (Масловский), будущий архиепископ, священно-мученик. 1908 В монастыре по приглашению игумена Иувеналия поселяется старец Гавриил (Зырянов). 1910 Устройство храма при доме старца Гавриила. На освящение его из Москвы прибывает великая княгиня Елисавета Феодоровна. 1918 Монастырь упразднен распоряжением советской власти. 1920 Закрыт собор во имя Трех Святителей, до того времени остававшийся действующим. 1990-^ Разрушается колокольня Трехсвя-тительского собора. Сам собор также находится в аварийном состоянии. 2000 Спасо-Елеазаровский монастырь (вернее, то, что от него осталось) передан Церкви. О том, что прп. Евфросин вполне разделял точку зрения прп. Иоанна Лествичника, говорит, прежде всего, его устав, где он признается: «Аз же грешный не хотех мнозе братия». Спустя несколько строк псковский святой буквально цитирует Лествичника: «Горе единому, иже аще падется, несть кто въставляаи его...» Личные его предпочтения, таким образом, становятся ясны. Их подтверждает и отношение прп. Евфросина к своему первому сподвижнику, прп. Серапиону: когда последний захотел отойти от него, чтобы подвизаться отдельно, он слезно умолял его не уходить (подробнее об этом рассказано в следующем разделе). Но Господь судил иначе: «Тако братии число множашеся благодатию Христовою на место то, идеже живяше святый». Вскоре насельников в ново- Ваерху: Существует предположение, что некогда, еще задолго до основания Спасо-Елеа-заровской обители, на месте ее подвизались сестры древнего Иоанно-Предтеченского монастыря (на фото). Но пустынная жизнь, сопряженная со многими тяготами и опасностями, оказалась инокиням не под силу. Слева: Собор Спасо-Елеазаровских святых. Икона из Богородице-Рождественского придела Трехсвятительского собора. созданной обители стало уже так много, что на небольшом пространстве Святой горки, избранной прп. Евфросином в качестве места для жительства, им сделалось тесно. И тогда они приступили к своему учителю, чтобы он перенес монастырь («множицею нудяху святого братья, яко да преставит обитель на ино место, избрав нарочито»). Тот отвечал, что пришел в пустыню не ради того, чтобы основывать монастырь («не хотех тщие славы, ниже помышлях множества ради грехов моих, чтобы обитель составити и монастырь упространити и братью умножити»), и потому выбрал место «худо и ненарочито». Снисходя к просьбам братии, прп. Евфросин предложил срыть соседний холм и засыпать один из рукавов реки — чтобы образовалось пространство, на котором могли бы разместиться без труда иноки. Так и было сделано: «И абие купно с святым трудолюбезная братия, на-полнивше песка восточный поток реки оноя, носяще землю на рамех (на плечах — прим. ред.) своих от горы тоя, и того ради река она совокупися во едино течение, течет же и доныне купно еди-нем стержнем, а другий стержень ея молитвами святого и до сего дни суша бысть посреди обители». Кстати, совре- |