064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 23

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 23

святыни

штш

Два обретения

Иконы свт. Иоасафа Белгородского (с частицей мощей) и прп. Иова Почаевского в храме в честь Донской иконы Божией Матери.

Первое обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году, когда он был прославлен в лике святых. Тогда они недолго оставались открыты для поклонения верующих: в 1920 году 5-й Белгородский уездный съезд Советов принял постановление о вскрытии раки с мощами епископа Иоасафа (Горлечко). Оно состоялось 1 декабря. А вскоре мощи святителя тайно, в наскоро сколоченном ящике, вывезли в Москву. В столице мощи были выставлены в анатомическом музее, и многие верующие специально ходили туда, чтобы тайком помолиться рядом с ними. Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, рассказывала: «В Москве, на Петровке, в высоком особняке... помещался Музей Наркомздрава. И там на втором этаже был зал, где в доказательство несуществования мощей под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи св. Иоасафа Белгородского... Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами,

читается Казанский образ Божией Матери (XIX в.), помещенный в притворе Донской церкви, по левую руку от входящего. Образ этот трижды пытались вывезти в Новый Оскол, и трижды не удавалось этого сделать: начинался то сильнейший ливень, то град.

Имеются свидетельства, что еще в XIX веке в Холках икона Казанской

как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер. Я видела образ его и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в му

зеи, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы были не единственными».

В московском музее честные останки святителя оставались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Потом — и во время войны, и после нее — среди верующих циркулировали слухи, что мощи погибли во время одной из бомбежек. Но позднее оказалось, что их вывезли в Ленинград. Там, в запасниках Музея истории религии и атеизма, находившегося в Казанском соборе, и обнаружили продолговатый ящик с биркой, сообщающей, что в ящике находятся мощи епископа Иоасафа Белгородского. В 1970 году, когда в Ленинграде отмечались случаи

холеры, музейное начальство распорядилось закопать мощи в подвале — чтобы не было нареканий со стороны санитарно-эпидемиологической инспекции. Но плотники, которым дали это задание, не решились его выполнить и скрыли мощи на чердаке, в шлаке одного из отсеков перекрытия.

28 февраля 1991 года мощи были найдены. Две недели понадобилось специально составленной комиссии, чтобы идентифицировать их. Затем на протяжении полугода мощи свт. Иоасафа находились в Спасо-Преображен-ском храме Санкт-Петербурга, а потом были торжественно перенесены в Белгород и водворены в кафедральном соборе, так долго пустовавшем.

Второе обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского состоялось в 1991 году.

Божией Матери была окружена сугубым почитанием. В. В. Зверинский, говоря в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» о безуспешных попытках возобновить монастырь и существовании бывшего монастырского храма как приходского, отмечал: «Ныне здесь

находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября». Не возьмемся утверждать, что Казанская икона, пребывающая ныне в Холковском монастыре, есть та самая икона, что находилась здесь до революции. Но то, что между ними существует определенная связь, несомненно.