064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 25

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 25

МОНАСТЫРЬ II МИР

Справа: Медный всадник — образ нового государя в новом, вздыбленном, государстве.

Внизу справа: «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), полотно В. И. Якоби. Аннинское время было едва ли не самым тяжким во всю синодальную эпоху.

общий упадок иноческой жизни, и порой случалось так, что монастыри стяжали вотчины, прежде подававшиеся им как доброхотное даяние, обманом, подкупая писцов.

Вернемся, однако, к попыткам государства ограничить церковное землевладение. После Ивана III они были отложены (хотя некоторые поправки все же вступили в силу: так, теперь земельный вклад обители можно было пожертвовать только с личного дозволения великого князя), но Иван Грозный вновь стал «пробовать на прочность» эту твердыню. Церковь противилась и ему. При Федоре Иоан-новиче в 1584 году отняли было льготы у монастырских вотчин — «покаместа земля поустроится», — но через месяц эту меру отменили. Так оно продолжалось, ни шатко ни валко, до эпохи Петра I.

Историк и богослов П. В. Знаменский (1836—1917) в своей «Истории Русской Церкви» дает -сакое описание наступившему периоду: «С введением при Петре в духовное ведомство определений о штатах в содержании духовных учреждений и лиц последовали весьма важные перемены. Так как перемены эти были тесно связаны с вопросом о церковных вотчинах, то и касались только высшей иерархии и

монастырей, владевших вотчинами, и лишь очень небольшого числа имевших вотчины церквей и соборов. После отобрания церковных вотчин в управление Монастырского приказа на содержание церковных учреждений назначены были определенные штатные оклады, исчисленные с крайней экономией, "без чего пробыть невозможно", как выражались указы. При исчислении их правительство принимало во внимание не столько их достаточность для церковных учреждений, сколько то, чтобы от них оставалось как можно более остатков на государственные и общественные нужды. Да и эти урезанные оклады выдавались не сполна, а наполовину (ради военного времени), а то и вовсе иногда не выдавались. Сверх того, на них же монастыри должны были

Портрет Екатерины II кисти И. П. Аргунова.

содержать присылавшихся на их попечение престарелых и раненых воинов, распределяя между ними порционы незамещенных монашеских вакансий. Монастырский приказ со своей стороны всего более заботился о том, чтобы собрать с своего ведомства все, что с него требовалось, и не поплатиться на недобор, и очень мало обращал внимание на главное — на благосостояние самих вотчин, которыми управлял, а равно на благосостояние настоящих хозяев этих вотчин — церковных учреждений. Неизбежным результатом такого хозяйства его было то, что церковные учреждения стали быстро приходить в упадок; архиерейские дома скудели, монастырские здания и церкви стояли без ремонта и разваливались, церковные вотчины разорялись и пустели от непомерных сборов и крестьянских побегов. По учреждении Св. Синода церковные имения снова были отданы в заведование духовных властей,