064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 27МОНАСТЫРЬ II МИР и, оглядываясь на Европу, где изъятие церковных владений в пользу государства шло уже полным ходом, приступила к реформам, образовав для этого особую комиссию. «В 1764 г., — пишет Знаменский, — работы комиссии были закончены; все церковные вотчины были переданы в государственное ведомство под именем экономических. Архиерейские дома и монастыри разделены на три класса и снабжены соответственными каждому классу окладами жалованья с прибавкой к денежным окладам известного количества земель и разных угодий; определены также оклады на соборы, архиерейские богадельни, инвалидов (вместо содержания их в монастырях) и на духовные школы. Замечательно, что некоторые из екатерининских окладов были гораздо меньше тех, какие в свое время назначал Петр III, притом же не простирались на монастыри безвотчинные — последние или оставлялись на их собственном содержании, или закрывались. Между тем выгоды, какие получила от всей этой операции казна, были очень велики: на оклады всего духовного ведомства ежегодно отпускалось всего 462868 руб., тогда как одного крестьянского оброка с отобранных вотчин (910866 душ) она получала 1366229 руб., кроме разных других вотчиных доходов». Интересно, что хотя среди духовенства реформа Екатерины и встретила глухое недовольство, но решительный протест заявил лишь один архиерей — митрополит Ростовский Арсений (Мациевич). И процесс над ним государыня потрудилась провести с жестокой показательностью — дабы другим неповадно было. В этом смысле характерен тот факт, что свт. Тихон Задонский, только что назначенный на архиерейскую кафедру, вынужден был — по прямому указанию Екатерины — присутствовать при осуждении митрополита. Последствием секуляризации стал не только перевод архиерейских кафедр и штатных монастырей «на жалованье», но и упразднение огромного количества обителей. Из 954 великорусских монастырей в 1764 году были упразднены 569. В Малороссии и Белоруссии секуляризацию провели несколько позже, в 1786 году, но участь тамошних монастырей ничем не отличалась от участи великорусских обителей. К 1801 году в Российской империи осталось 452 монастыря (из существовавших ранее 1072-х). Заметим в скобках, что некоторые монастыри закрывались не просто в рамках секуляризации, но по особому указанию сверху — за какие-либо действительные или мнимые провинности перед государством. Такова была участь и Холковского монастыря: его обвинили в помощи «беглым людям». Страннолюбие и нищелюбие, испокон века являвшиеся обязательными монашескими добродетелями, в новой государственной ситуации были истолкованы не к пользе Холковского монастыря. Но уже в царствование Екатерины II наметились скромные тенденции к улучшению участи монашествующих. Не последнюю роль сыграли здесь митрополиты Платон (Левшин) и Гавриил (Петров), своими осторожными и продуманными действиями добившиеся некоторого возвышения авторитета монастырей. Первый при этом известен более всего трудами на ниве просвещения «духовной молодежи», второй — покровительством нарождавшемуся «институту» старчества. Однако о восстановлении упраздненных и учреждении новых обителей стало возможным говорить только после смерти Екатерины. Павел I почти тотчас по восшествии на престол вдвое увеличил оклады монастырей, а Александр I, питавший особое благоговение к монашеской жизни, вообще практи- Посещение государем Александром 1 Алексан-дро-Невской Лавры. При Александре стало возможным возрождение ранее упраздненных обителей и укрепление существующих, но Холковский монастырь ни при нем, ни при Николае I так и не восстановился, хотя меры к этому принимались. Только в конце XX столетия древняя Холков-ская святыня получила вторую жизнь. чески не отказывал обителям в просьбах о пособиях и вспомоществованиях. Николаевская эпоха также была вполне благополучна в этом отношении, и в первой половине XIX века некоторые из упраздненных или несправедливо приниженных при составлении штатов монастырей возродились. Предпринимались шаги и к восстановлению Холковского монастыря, но, увы, в то время этому не дано было осуществиться.
|