064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 24штзодия: истоки и итоги Изъятие государством церковных владений (прежде всего — монастырских земель) составляет драматическую страницу в истории наших обителей. По итогам секуляризационной реформы 1764 года количество монастырей сократилось более чем вдвое. Некоторые из них так никогда и не восстановились после этого удара. Другие, как Холковский, возрождаются спустя столетия. Традиция церковного землевладения пришла на Русь из Византии. Монах не имел личной собственности, но мог пользоваться собственностью монастырской. А собственность эта быстро прирастала. Есть сведения, что Киево-Печерский монастырь владел селами еще при жизни прп. Феодосия Киево-Печерского. Князья и бояре усердно жертвовали обителям деревни, рыбные ловли, пажити и лесные угодья. Уже в XIV веке вопрос о монастырских вотчинах воспринимался как болезненный — правда, пока еще только с точки зрения «приличий», нравственного влияния на иноков. Митрополит Киприан (t 1406) писал прп. Афанасию, игумену Серпуховского Высоцкого монастыря, что инокам не следует владеть селами и тем самым связывать себя мирскими делами, и советовал, исходя из этого положения, брать для управления вотчинами какого-либо благочестивого мирянина, чтобы чрез него монастырю поставлялся уже готовый продукт. Иосифо-Волоцкий монастырь, колыбель иосифлянства. Преподобный основатель обители, полемизируя с нестяжателями, выдвигал весомые аргументы в пользу монастырского землевладения: «Надобно церковные вещи строити... и братство кормити... и нищим и странным и мимоходящим давати и кормити... Ащеу монастырей сел не будет, как честному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцев, отколе взять на митрополию, или архиепископа, или епископа, или на всякие честныя власти? А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание...» Обострился вопрос о монастырских землевладениях в правление Ивана III. При присоединении Новгорода к Москве великий князь отобрал некоторые вотчины у новгородских обителей и роздал их служилым людям. Противодействия со стороны Церкви это не встретило, но в 1503 году, когда на Соборе Иван III поставил вопрос о «секуляризации вообще», оказалось, что «святители и монастыри отдавать церковного стяжания не благоволят». С помянутым Собором тесно связан спор иосифлян (осифлян) и нестяжателей, рассмотренный нами в одном из прошлых выпусков. В контексте эпохи суровая и «стяжательная» позиция иосифлян представляется более оправ данной, чем взгляды — очень симпатичные, впрочем, — сторонников прп. Нила Сорского. Церковь (и прежде всего монастыри — а раньше всех монастырь самого прп. Иосифа Волоцкого) исполняла важную социальную функцию, «перераспределяя доходы». Из жития прп. Иосифа мы знаем, что иноки его обители жили очень строго, подчиняясь всецело железному общежительному уставу, и на себя лично ничего из монастырских богатств не тратили. Большая часть монастырской казны (за исключением средств, потребных на церковное строение) шла на благотворительность. С течением времени, увы, традиция благотворительности во многих монастырях ослабла, наметился |