064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 28

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 28

история рдшок

На протяжении XIX века пещеры Холковского монастыря постепенно ветшали и приходили в упадок — пока, наконец, совершенно не обвалился вход в них. В начале XX столетия, чтобы найти пещеры, понадобились настоящие раскопки.

в 1880-е годы пещеры Холков-^^ского монастыря были доступны %идля тех, кто желал посетить их. Щ]/ Свидетельство тому мы имеем в сохранившихся немногословных очерках о пещерах, помещенных в различных справочных изданиях. Но большого числа паломников или хотя бы любопытствующих подземелья не привле

кали. У местных крестьян и без того хватало забот, а местным ребятишкам лазать по монашеским пещерам, видимо, запрещали родители, относясь к заброшенному монастырю с отчасти суеверным благоговением. Праздношатающиеся же путешественники в эти пустынные края заглядывали редко. Так и получилось, что холковские пе

Пещерный храм nptin. Антония и Феодосия Святогорской Лавры был тоже в свое время заброшен и забыт. После восстановления монастыря в XIX веке ход в него нашли, руководствуясь рассказом престарелого инока, помнившего об этой пещерной церкви с детства.

щеры к началу XX века оказались, по причине обрушения входа в них, буквально погребены под спудом. Даже самое место входа — как это ни удивительно — было позабыто.

Сегодня такое пренебрежение к святыне, к памятнику может показаться странным. Но, к сожалению, нечто подобное происходило не только в Холках. Историк И.М. Каманин с сокрушением писал о первом — случайном — открытии Зверинецких пещер и их дальнейшем разграблении и «сокрытии»: «Стали, наконец, явными и древние Зверинецкие пещеры. Это случилось весной 1882 или 1883 года... Слухи об открывшихся пещерах распространялись в городе; являлось много посетителей... Дети, играя, выносили из пещер черепа и кости, катали черепа по земле, надевали их на колы... Соседние с пещерами жители Зверинца заявили о них в комендантское правление, и оттуда были присланы рабочие, которые и зарыли пещеры...» Только в 1911 году, после нового оползня, когда пещеры обнажились опять, стало возможным произвести их исследование. И это Киев! Что уж говорить о Холках.

Но и здесь, в белгородском захолустье, нашлись энтузиасты, взявшиеся за поиск сгинувших с людских глаз пещер. Первым таким энтузиастом выступил местный крестьянин Никита Бычков — личность легендарная для Холок. Мысль об исчезнувших пещерах не давала ему покоя. Еще в 1890-е годы он приступил к своим раскопкам. Хотел копать сначала возле Преображенского храма, справедливо полагая, что пещерная церковь