064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 29

064. Свято-Троицкий Холковский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ II МИР

должна находиться где-то под ним, но священник этого не дозволил, и тогда он опустился ниже по склону и начал рыть ход оттуда. Нужно сказать, что до эпохи «пещерокопательства» Никита был вполне обычным крестьянином, жившим вполне обычными крестьянскими интересами. Но после смерти жены в душе его совершился какой-то перелом. Он стал задумываться о том, как может угодить Богу. Других людей его сословия подобные раздумья подвигали к хождениям на богомолье. Некоторые из них так и странствовали потом весь остаток жизни от монастыря к монастырю, от одной святыни к другой. Никита же решил «откопать» местную святыню. В первое время он приходил к месту своей нелегкой работы ежедневно, а ночевать уходил домой. Потом в его семье начались нестроения, окончившиеся тем, что взрослый сын Никиты буквально выгнал отца из дому. Что между ними произошло — неизвестно. Возможно, младший Бычков стыдился «блажного» отца, на старости лет взявшегося «рыть норы». Как бы там ни было, последние двадцать лет своей жизни Никита провел в ископанной им пещере. Он вырубил себе в мелу небольшую келью по примеру монашеских, соорудил в ней печь и от зари до зари без устали долбил меловую породу. Единственными орудиями труда ему служили лопата, кирка и ведро, в котором он выносил отколотые куски мела в старицу — пересохшее русло реки. Питался Никита тем, что приносили ему сердобольные односельчане.

В 1909 году к Преображенскому храму (к тому времени его переосвятили в честь Казанской иконы Божией Матери) был назначен новый священник — отец Вячеслав Васильчиков. Он заинтересовался раскопками, начатыми Никитой. Потом, заметив на склоне холма вырубленный из мела крест, заинтересовался еще больше. Узнал в епархии о том, что здесь когда-то был монастырь, и тоже начал копать. Отец Вячеслав подошел к делу более профессионально, чем Никита. Вот как рассказывала впоследствии о раскопках, проведенных им, его дочь, Л. В. Поляничко: «Когда В. А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под

ней находится еще одна, никто не подозревал... От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним — пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б. А. Иваниц-кий. Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы ... Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах

Вход в пещеру расположен у основания холма.

вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно... Наконец приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие».

«Пещерой старца Никиты» называют в Холках пещеру, выкопанную Никитой Бычковым.

А что же Никита? По-видимому, он сам не пожелал принять участия в общих работах по розыску монастыря. Он уже привык к своему сосредоточенному одиночеству. Став свидетелем открытия пещерной церкви и всего комплекса монастырских келий, Никита не бросил собственного «пещерокопательства». Умер он в 1920 году, когда те, кто имел отношение к раскопкам Холковского монастыря, возможно, уже сожалели о том, что подземная обитель была найдена. Смерть застала Никиту на девяносто восьмом метре пути. Около тридцати лет понадобилось ему, чтобы вырубить этот тоннель. До соединения с главными пещерами оставалось еще около сорока метров.

Пещера Никиты Бычкова сегодня открыта для посещения. И даже самому несведущему посетителю бросается в глаза ее «технологическое» несовершенство по сравнению с пещерами монастырскими. Если те веками сохраняют свой первозданный вид, то коридор, ископанный Никитой, уже несколько раз приходилось укреплять и предохранять от обрушения. Тем не менее он тоже являет собой своего рода памятник — памятник человеческому упорству, памятник одинокому подвигу простого крестьянина, на склоне лет переоценившего — и переломившего — всю свою жизнь.