065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 10

065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 10

ИСТОРИЯ

Вверху: В Раифской обители сегодня.

Слева: Дорога в монастырь.

крестьяне выбрали семерых для управления общиной и священнодействий. Некоторые насельники обители нашли работу в селах, престарелых приютили жители окрестных деревень.

Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. К инокам приходили крестьяне со всего Татарстана, из Чувашии и Марийской области. Большинство раифских монахов продолжали совершать таинства, исповедовать, крестить, отпевать, даже служить литургию (иной раз в приходской церкви, иной раз прямо на дому).

Расправа с последними насельниками Раифского монастыря произошла в 1930 году. 27 января 1930 года отряд

ГПУ из Казани окружил храм прямо во время богослужения. Это был престольный праздник — память преподобных отцов, в Раифе и Синае избиенных. В обитель прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Новые преподобномученики последний раз совершали службу в память мучеников древних... По некоторым свидетельствам, милиционеры дождались конца литургии и тогда арестовали всех, находившихся в храме.

На Благовещение того же года иеромонахи Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Петр были расстреляны. 10 августа после многомесячных пыток казнили монастырского казначея

иеромонаха Сергия. С иноками погибли и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Все они в 1997 году были прославлены Церковью как преподобномученики Раифские.

Научная общественность Казани предпринимала попытки сохранить обитель как уникальный памятник архитектуры, но безуспешно. В сентябре 1933 года монастырскую территорию заняла Раифская трудовая коммуна — колония ОГПУ Татарской республики. В храмах и братских корпусах разместились мастерские, клуб и столовая. Позже коммуну преобразовали в колонию для подростков. Незадолго до начала Великой Отечественной войны сюда прибыли взрослые заключенные из западных областей, только что присоединенных к СССР. На первом этаже братского корпуса, в ризнице и библиотеке были устроены камеры, а на втором этаже — неотапливаемые карцеры. Выжившие узники из этого этапа стали бухгалтерами, счетоводами, нарядчиками, из чего можно сделать вывод, что они были не уголовниками, а людьми образованными. В войну в колонии