065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 8ИСТОРИЯ Священномученик митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов). в разных морских походах. И когда русская морская эскадра стояла в водах Греческого архипелага, он тогда нашел случай предпринять путешествие в Палестину и другие святые места. В это время он имел счастье посетить святой град Иерусалим. В доказательство сего он представлял нам разные святые вещи, принесенные им от Гроба Господня. Благоговея к сей святыне с искренним расположением благочестивого христианина, он хранит их на пчельнике при себе, как редкую драгоценность. "Конечно, здесь еще находятся и другие подобные послушники?" — спросил я настоятеля. "Да, есть еще один, — отвечал он, который смотрит за огородом, и я охотно принимаю сего ро да людей в монастырь; ибо из опыта знаю, что подобные сим послушники не только не служат в обременение монастырям, но своею опытностью всегда могут приносить им пользу. Это можно доказать тем, что многие из них вступили в монастырь, не предполагая другой цели, кроме душевного спасения; а потому и в отношениях благочестия они ведут себя без всякого лицемерия. С другой же стороны, испытав разные нужды во время военной службы, они уже многими примерами хорошо научены дисциплине; следовательно, от них более можно ожидать готовности к послушаниям, нежели от кого-либо другого, который еще не прошел искус послушания и постоянства..." Показывали мне пещеру отшельнического затворничества. Теснота внутреннего объема, слабое, едва мерцающее, сияние света, проникающее внутрь пещеры из узенького оконца, низменность потолка и сырость пола, стеснение воздуха и жесткое ложе — облекало пещеру видом строгого, пустыннического затворничества, все знаменовало трудность подвижничества в самоотвержении. Но не всякий подвижник увенчается добрым успехом, если он не законно подвизается на сем духовном поприще. Блажен тот подвижник, который при совлечении внешнего мира и похотьми его умеет обновиться умом в преподобии, и правде, и истине!.. Я слыхал от одного пустынника, что затворнику, сидящему посреди тесной пещеры, чрезвычайно полезно с толком напевать стихи из степенных, певаемых на воскресных утренних, и таким образом отражать наветы древнего врага человекоубийцы... В эту пещеру помещался по временам один безмолвник, который около 20 лет вел жизнь безмолвную». Мирное существование Раифской обители оборвала революция. 8 июня 1918 года в монастырь явился отряд, состоявший из семи чекистов и красноармейцев, — объявили, что ищут скрывшегося белого офицера. Под Слева в центре: Подростки-заключенные в колонии, разместившейся на территории Раифского монастыря. Слева: Еще одна фотография заключенных раифской колонии. |