065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 5

065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

рополит Тихон III (Воинов) особенно любил Раифскую пустынь. Он закончил возведение каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, приведя пустынь в блестящее положение. Для митрополита в обители имелся отдельный домик, а на озере стояла беседка, куда преосвященный ходил освежиться в жару и насладиться прекрасными видами природы. Митрополит Тихон завещал похоронить себя в Раифском монастыре, но это его желание исполнено не было. Как и митрополита Мар-келла, его погребли в Благовещенском соборе Казанского кремля.

С тех пор Раифская пустынь выделялась среди других казанских монастырей обилием церквей. По ведомости 1739 года в ней указано 15 храмов. В эти церкви митрополит Тихон сделал богатые вклады утвари и икон, в чем ему много помогали казанские граждане, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Ме-фодий Никитич, убитый впоследствии сообщниками Е. Пугачева на церковной паперти Казанского Богородицко-го девичьего монастыря.

Вверху: Строительство Раифского монастыря. Картина Алексея Рябко.

Справа: Полотно Н. Неврева «Петр I в иноземном наряде перед Патриархом Адрианом, матерью своей царицей Натальей и учителем Зотовым» (1903).

«Мне кажется, — писал в 1830 году архимандрит Димитрий (Сивил-лов), синолог, профессор Казанского университета, — что преосвященный Адриан и другие его преемники при построении сего монастыря и украшении его разными столь великолепными церквами и другими значительными зданиями простирали цель свою по сему делу гораздо далее, нежели где обыкновенно может оканчиваться она, имея пределом своим одно только выгодное благолепие. Такая цель не сообразна и недостаточна для умов возвышенных; по сему и следует судить о цели согласно с достоинством тех лиц, кои полагают ее в основании своих предприятий. Итак, зная их опыт, сколь иногда благотворно может

действовать на воображение простых людей наружное великолепие предметов, преосвященный Адриан, а после и другие, следуя его мысли, и предположили устроить сей монастырь в великолепном виде, а со временем и действительно привести его в то благолепие, которым он и доселе удивляет взоры богомольцев и других посетителей, дабы чрез это привлечь (в особенности дикий черемисский народ)