065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 3

065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 3

IN Ж ЗУ ШШ ГРЛДЛ

Раифский монастырь строился по образу Ново-Иерусалимского монастыря, что под Москвой. Это было не повторение архитектурных форм, а уподобление на идейно-символическом уровне. Новый Иерусалим олицетворял центр Православия в России. Раифский монастырь стал центром Православия на востоке русского православного мира.

История Раифской Богородицкой пустыни началась в 1613 году, когда на берег озера Сумки, лежащего в глухом лесу к северо-востоку от Казани, пришел иеромонах Филарет, насельник Казанского Спасо-Преоб-раженского монастыря. Первозданная красота природы и пустынность места так понравились иноку, что он решил остаться здесь навсегда.

В Казани у иеромонаха Филарета было много почитателей. Людская слава его тяготила, и, чтобы переменить мнение о себе, ему приходилось даже представляться безумным. Родом Филарет был из Москвы, монашеский постриг он принял в Чудовом монастыре, где подвизался до 1612 года и где сподобился видеть славный мученический подвиг Патриарха Ермогена.

Некоторое время уединение отца Филарета нарушали только дикие черемисы, приходившие на берега лесного озера для совершения своих языческих жертвоприношений. Но, по слову Спасителя, «не может укрыться город, стоящий на верху горы». Благочестивые люди узнали о подвижнике и стали собираться к отцу Филарету для духовного общения, а некоторые оставались и жить рядом с ним. Первым из таковых следует назвать богатого казанского купца, который оставил мирские дела, принял монашество с именем Серапи-он, а все свое имущество отдал Седми-озерному монастырю (это был первый монастырь на пути его монашеского служения).

Для совместной молитвы братия выстроили часовню. Строительство озна

Раифская обитель, вид со стороны озера.

меновалось чудом. Как-то один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую монашеское поселение.

Незадолго до кончины отец Филарет возвратился в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где вскоре преставился. С его смертью жизнь в основанной им монашеской общине не прекратилась. В 1661 году инок Фаддей с двумя старцами, пришедши в Казань, просил у митрополита Казанского Лаврентия благословения на строительство церкви в пустыни и назначения священнослужителя. Архипастырь не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения

S о

4 О -о

5