065. Раифский Богородицкий монастырь, страница 6ИСТОРИЯ штатСвятые отцы, в Синае и Раифе избиенные Священная гора Синай, на которой Бог дал вождю древнееврейского народа Моисею скрижали с десятью заповедями, стала местом подвига христианских монахов, вероятно, с III века по Рождестве Христовом. Одно из монашеских поселений называлось Раифа. Что означает это слово, неизвестно — скорее всего, оно имеет древнееврейское происхождение. По преданию, Раифский монастырь был основан на месте седьмого стана евреев на их пути из Египта в Землю Обетованную во главе с пророком Моисеем. В Библии этот стан именуется Елим: «И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах», — говорит Книга Исход. Синайские и раифские подвижники вели особо строгую жизнь — всю неделю они пребывали в келиях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение, а в воскресенье причащались Святых Тайн. Питались пустынники только финиками и водой. Многие из них прославились Синайские горы. даром чудотворен ия — старцы Моисей, Иосиф и другие. В IV веке кочевые арабские племена сарацин и влем-миан переселились из Ливийской пустыни в долину Нила. Часть их переправилась через Суэцкий пролив и учинила разбой на Синайском по бережье, напав и на монахов В Раифе тогда жили 43 ино ка, многие из старцев прове ли там по 50—60 лет. Братия укрылись в небольшой ка менной церкви,выстроенной наподобие башни, чтобы служить одновременно и укрытием на случай опасности. Варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек. Произошло это около 312 года. Очевидец событий, египетский инок Аммоний, сообщает, что, помимо раифских иноков, варвары убили еще 40 монахов из других Синайских пещер и обителей. Спу стя сто лет произошло второе избиение Синайских иноков. Его описал чудом избежавший тогда гибели преподобный Нил Постник (или Синайский, память 12 ноября). По именам в службе преподобным отцам упомина ются Исайя, Савва, Моисей ученик его Моисей, Иеремия Павел, Адам, Сергий, Домн Прокл, Ипатий, Исаак, Ма карий, Марк, Вениамин, Ев-севий и Илия. к святой христианской вере. В достижении сей цели они большею частью и успели. Теперь сии народы, некогда враги Раифской обители, мнимые ли, или действительные, целыми толпами, разного пола и возраста, стекаются в ограду ее в праздничные, а иногда и в простые дни, но уже не с оружием вражды и убийства, не с сердцем, дышащим мыслию грабежей и изуверством (если только это правда), но с знамением мира и жизни, и с душою кроткою, ищущею спасения». После митрополитов Лаврентия, Адриана, Маркелла и Тихона долго не находилось для Раифской пустыни подобных им архипастырей-благодете- Раифский монастырь в XIX веке.
|