067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 26

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 26

креетный щ

Столетиями крестный ход в 9-ю пятницу по Пасхе из Знаменского монастыря в Коренную пустынь с чудотворной иконой Божией Матери был главным событием для курян и жителей близлежащих уездов. Даже в XX веке существовал он, возобновившись во время войны. С началом хрущевских гонений на Церковь власти «приняли меры», и в полной мере это торжество народной веры возродилось лишь в недавние годы.

Предание относит начало крестных ходов с иконой Божией Матери «Знамение» из Курска в Коренную пустынь к 1618 году. Именно тогда в 9-ю пятницу по Пасхе впервые совершилось перенесение чудотворного образа в «пустыньку на корню» на три дня. Этот срок пребывания иконы в Коренной пустыни выдерживался вплоть до 1726 года. С 1726 по 1765 год образ находился в Коренном монастыре уже неделю, а с 1768 года крестный ход, по указу Святейшего Синода, прекратился вовсе и был возобновлен лишь в 1791 году, после усиленных просьб курских граждан. С 1806 года срок нахождения образа Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни вновь увеличился, он оставался теперь здесь до 12 сентября.

Вверху: Крестный ход в Коренную пустынь близ Московских ворот Курска. Дореволюционная фотография.

Справа: Набросок И. Е. Репина к картине «Крестный ход в Курской губернии

Крестный ход из Знаменского монастыря в Коренную пустынь составлял главное событие в году для Курска, да и для смежных губерний. Так, одна из калужских помещиц говаривала, что редкая из девушек в ее деревне выходит замуж, не побывав на «выносе в Коренную». А от Калуги до Курска с лишком триста верст! Осталось множество воспоминаний современников об этих крестных ходах. «Нельзя изобразить, — пишет один из них, — с каким живым