067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 24

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 24

святыни

перед иконой, все это обратилось в груду развалин. Чугунная вызолоченная сень, массивный подсвечник на 150 свечей — все разлетелось в куски... Каково же было наше утешение и радость, когда мы увидели, что не только Святыня, но и самый киот, в котором она находилась в сени, — невредимы! Настолько невредимы, что нигде ни одной царапины. Кругом развалины, груды обломков, картина полного разрушения, а святая икона, как чудо из чудес, — невредима...»

Дальнейшая судьба Курской Коренной иконы также полна волнующих эпизодов. В 1918 году, на 6-й седмице Великого Поста, чудотворный образ вместе со списком с него были среди бела дня похищены из Знаменского собора. В Курск только что вошли большевики, и реакция их на похищение была однозначной: монахи сами инсценировали покражу, дабы поселить в местном населении недоверие к советской власти и недовольство ею. После этого они прибегли к обычному своему средству, заперев и епископа Феофана, и братию обители по кельям и устроив обыск, местами переходивший в открытый грабеж. На другой день монахов освободили, но дальнейшие поиски иконы велись весьма вяло, и никто уже не надеялся когда-нибудь увидеть прославленную святыню, хотя молитвы об этом возносились ежедневно и в Знаменском монастыре, и во многих курских храмах. «Моления курян были услышаны, — цитируем архиепископа Серафима. — Недалеко

от монастыря, а в то же время и от Чеки (ЧК — прим. ред.), помещавшейся в бывшем Дворянском собрании рядом с монастырем, находился старый колодезь, выкопанный, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским... И вот, как раз в день памяти преподобного Феодосия Печерского, в четверг Фоминой недели, 3 мая, надо же случить-

Список с Коренной иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском храме Коренной пустыни.

ся такому удивительному совпадению, одна бедная женщина, но профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Большевики тогда нарочно устроили искусственный голод, чтобы народу было не до политики... Проходя мимо Феодоси-

Исход врангелевских войск из Крыма. С одним из последних судов покинула русский берег и Коренная икона.

евского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянных иконы Знамения Божией Матери без риз. В это время, как раз, мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, приблизился к колодцу и сразу догадался, что это чудотворная икона и ее список. Он остановил процессию и послал в монастырь, оповестить о чудесной находке...»

Подлинность икон установили почти сразу — при помощи иконописца, недавно писавшего копию с древнего Курского Коренного образа. И хотя драгоценные оклады были утеряны безвозвратно, о них никто не жалел, радуясь обретению святыни. Когда же большевики отступили из города и он оказался во власти Добровольческой армии (в сентябре 1919 года), то проведенное расследование подтвердило причастность «товарищей» к ограблению Знаменского собора. «В чекистской помойке, — пишет архиепископ Серафим, — куда посторонним, конечно, решительно не было никакого доступа, были найдены два чехла, расшитые золотом, те самые, которые были на чудотворной иконе и ее списке вдень похищения...»

Свободен от большевиков Курск оставался недолго. Уже в середине октября генерал Кутепов сообщил епископу Феофану, что город может быть оставлен Добровольческой армией, и предложил ему, а также другим лицам духовного звания выехать на юг. Желающих оказалось не так много. Но решено было вывезти Курскую Коренную икону — сначала в Обоянь, а если ситуация на фронтах станет особенно опасной, то и далее. 31 октября 1919 года ровно в девять часов вечера Коренная икона покинула Знаменский монастырь. Тогда никто и предположить не мог, что странствие русской святыни затянется на десятилетия и приведет ее на другой континент.

Вместе с Добрармией икона отступала к южным окраинам России — че-