067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 21

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 21

святыни

совне не дает, по-видимому, чудотворная икона, находящаяся в ней. За свою честность иерей поплатился: икону татары вынули из часовни и разрубили пополам, самое здание сожгли, а Боголюба взяли в плен.

Несколько лет томился священник в плену у крымцев, пока, наконец, его не выкупил русский посланник, прибывший к крымскому хану по какому-то поручению великого князя. Вместе с посольством Боголюб возвратился на родину, и первой его мыслью было отыскать две половины разрубленной иконы. Это ему удалось. И более того: части иконы срослись, едва только он приложил их друг к другу. После этого, как гласит предание, священник построил своего рода временную сень для иконы Божией Матери и находился при ней несколько дней, а потом вернулся в Рыльск и рассказал согражданам о совершившемся чуде. Жители города весьма обрадовались и попытались перенести Коренной образ в Рыльск. Однако эта попытка была столь же неудачна, как прежняя, столетней давности, когда икону «вытребовал» себе князь Рыльский Василий Шемяка. Образ Пресвятой Богородицы не остался в Рыльске, вернувшись буквально через несколько часов к месту своего обретения. Несмотря на это, были предприняты еще несколько попыток поместить чудотворную икону в городе. По человеческим соображениям, попытки эти

Богомольцы возле списка с Курской Коренной иконы, установленного под сенью при входе в монастырь.

были не столь уж необоснованны, и, во всяком случае, дело здесь не в одном только тщеславном желании «иметь святыню у себя». Курщина вплоть до XVIII века оставалась почти беззащитна от татарских набегов, и, как видим, у людей были все основания опасаться за судьбу Курской Коренной иконы, однажды уже ставшей жертвой подобного набега. Надежней было ей, казалось многим, находиться под защитой каких-никаких городских стен, чем в лесу, в деревянной часовне.

Таковы были человеческие соображения, весьма разумные и заботливые. Но Матерь Божия ясно выказала иное намерение: оставить до времени Свою икону там, где она явилась. И икона всякий раз исчезала из Рыльска, обретаясь потом на берегу тихой Тускари.

Впервые образ Божией Матери надолго покинул свою скромную часовенку в 1597 году, когда царь Фео-дор Иоаннович повелел принести его в Москву. Царское повеление многое говорит о той славе, которая окружала Коренную икону Божией Матери к описываемому времени. В Москве царь благоговейно встретил икону и приказал вставить ее в широкую раму с написанными на ней Господом Саваофом и ветхозаветными пророками. Благодаря этому икона, очень небольшая сама по себе, несколько увеличилась в размерах. Был изготовлен для чудотворного образа и драгоценный оклад. А царица Ирина Федоровна приложила к нему пелену красного атласа, обильно украшенную золотым шитьем и самоцветными каменьями.

Собственно, этот выезд в Москву и положил предел постоянному пребыванию Коренной иконы на месте ее явления. Хотя по царскому указанию здесь должен был устроиться монастырь, но

Явление Курской Коренной иконы увековечено теперь и в бронзе. На фото: памятник на площади близ монастырских ворот.