067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 20

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 20

одигитрия mm зарубежья

Последние девяносто лет Курская Коренная икона Божией Матери, драгоценная русская святыня, находится вне пределов России. Горько думать об этом, но нельзя не признать, что на протяжении XX века эта икона исполняла (и исполняет теперь, в XXI столетии) важнейшую миссию — она ведет ко Христу чад России и Русской Церкви, «в рассеянии сущих».

Курская Коренная икона Божией Матери. Серебряный оклад с голубой эмалью на нее надели после похищения в 1918 году большевиками старинного драгоценного оклада.

неведомо откуда взявшаяся икона Божией Матери.

В «Сказании о чудотворной Знамения Пресвятыя Богородицы иконе, называемой Курскою» об этом событии говорится так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им Икону "Знамения" Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей повыше упомянутого места на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

В часовне, на месте своего дивного явления, икона Божией Матери находилась довольно долго, покуда в 1385 году не напали на «русскую украину» крымские татары. Набредя на уединенную лесную часовню, они решили сжечь ее. Однако шальное намерение это не столь просто было воплотить: часовня не горела. Татары приступили с угрозами к находившемуся здесь священнику Боголюбу, видя причину своего неуспеха в его «волхованиях». Священник сказал, что никаким волшебством он никогда не занимался, а что гореть ча-

поха татарского ига опустилась на ^JPycb, словно долгая ночь. Но эта тШ ночь не была вовсе беззвездной. М#В ней просиял подвигами целый сонм русских святых, а тысячи верующих были утешены явлениями новых чтимых икон и многочисленными чу-дотворениями, проистекшими от икон уже явленных.

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери совершилось в самую глухую и темную годину для Руси. 1295 год. Курск прекратил свое существование полувеком ранее, во время нашествия Батыя. Сожженный

и разграбленный, он зарастал подлеском. Местные жители старались существовать так, чтоб быть тише воды, ниже травы, — и это те самые куряне, которых хвалил Всеволод Святославич своему брату Игорю Святославичу: «А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены...» Они прятались по холмам и лесам, ожидая со дня на день новых бед. Земледелием в ту пору занимались мало, пробавляясь бортничеством и охотой. Охотник-то и набрел случайно на «древо вяз», у корней которого лежала