067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 22

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 22

святыни

саму икону поставили все-таки в Курске, незадолго до того восстановленном, где она находилась вплоть до изъятия ее в 1604 году Лжедмитрием I. После десятилетнего отсутствия Коренная икона Божией Матери вернулась на Курщину — но опять не в отстроившуюся было, а потом разграбленную Коренную пустынь, а в Знаменский монастырь, построенный курянами по обету.

В 1618 году состоялся первый крестный ход из Курска в «пустыньку, что на корню». Так зародилась традиция переносить икону на малое время из Знаменского монастыря в Коренную пустынь.

С этого времени почитание иконы «Знамение» Курской Коренной распространилось по всей стране. Во многих русских областях появились свои чтимые списки с Коренной иконы Божией Матери. Так, почитаемый список находился в Свято-Троицком монастыре Белгорода, повсеместно распространены были копии на Орловщине (в Ельце список с Курской Коренной иконы прославился тем, что сохранился невредимым во время бушевавшего вокруг него пожара). Своя копия Курской Коренной иконы имелась в Севске, а также в Москве (наиболее известные списки были во Введенской церкви на Лубянке и в Покровском монастыре).

В 1812 году куряне отправили список с чудотворной Коренной иконы

Вверху слева: Татары жгут часовню и разрубают на две части Коренную икону Божией Матери. Барельеф в подножии памятника «Явление Курской Коренной иконы».

Вверху справа: Спустя несколько лет священник Боголюб нашел обе половины разрубленной иконы — и они срослись. А на месте нерукотворного «шва» выступила роса.

Внизу: Царь Феодор Иоаннович приказал вставить Коренную икону в раму, на которой были изображены Господь Саваоф и ветхозаветные пророки.

в действующую армию к М. И. Кутузову, и 20 сентября князь отвечал городскому голове: «Икона "Знамения" Божией Матери вместе с тем, как имел

удовольствие в истинный знак Вашего усердия оную принять, приказал я перенести к Гвардейским полкам, где она отныне и по конец кампании будет возима, и где по примеру Смоленской Божией Матери будет приноситься ей вседневное моление...»

Мирно пребывала Коренная икона в Курске. На исходе был уже третий век, как поставили ее в Знаменском монастыре. Знаменитый крестный ход с иконой растягивался на многие километры. Ради участия в нем съезжались и сходились в Курск тысячи богомольцев. И вот мирная жизнь губернского города была прервана неслыханным злодеянием: ночью 8 марта 1898 года в Знаменском соборе прогремел взрыв. Террористические акции к тому времени, как известно, перестали быть такой уж редкостью для России, но направлены они были, по преимуществу, против отдельных личностей. На народные святыни еще никто тогда подобным образом не покушался. И тем страшнее для курян было это преступление. Архиепископ Серафим (Иванов) в книге «Одигитрия Русского Зарубежья» подробно описывает это событие: «Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров — этих предтечей большевизма. Понимая отлично, что устои русской государственности уходят своими корнями в св. Православие, эти господа возна-