067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 27

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 27

МОНАСТЫРЬ II МНР

imm

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии

Картину «Крестный ход в Курской губернии» современники называли «энциклопедией русской жизни».

«В начале июня съезжу в Курск, в окрестностях Крестный ход будет знаменитый — посмотрю и сделаю заметки для своей картины», — писал Илья Репин критику В. В. Стасову, начиная работу над «Крестным ходом в Курской губернии». Замысел свой художник исполнил, наброски сделал, а само полотно создавалось довольно долго — в 1880—83 годах. Но результат стоил долгих трудов. Современники сразу окрестили картину «энциклопедией русской жизни» (некогда эту формулу «выдал» В. Г. Белинский по отношению к «Евгению Онегину»). Публика восхищалась мастерством живописца, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах. Картину приобрел для своего собрания П.М. Третьяков, и в Третьяковской галерее она находится по сей день.

чувством веры, с каким сердечным умилением весь народ сопровождает чудодейственный образ Богоматери. Кроме внутренней преданности к святыне, каждый старается выразить ее и внешним образом. Посему всякий бдительно заботится или участвует в несении киота, в коем помещается святой образ, или, за множеством ревнующих о сем, хотя только коснуться его. Все предметы, употребляемые в Крестном ходе, как то: большие фонари, наполненные горящими свечами, церковные хоругви, цеховые значки, и проч., несутся богомольцами с теплым усердием».

Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (Иванов) вторит этому безымянному автору, описывая оживление Курска перед крестным ходом: «Отовсюду стекались богомольцы, из близких и дальних губерний и из уездов Курской губернии... Дальние богомольцы приходили обыкновенно группами, и во время крестного хода, чтобы не потеряться в огромной массе народа, на дорожные свои длинные посохи, которые они несли высоко на плече, навешивали опознавательные знаки: разноцветные тряпочки или ленты, веточки какого-нибудь определенного дерева, цветы. Окрестные села приходили почти поголовно, малыми крестными ходами, со своим духовенством, хоругвями и святынями. По краям Красной площади и на ближайших к ней улицах, особенно на Знаменской, на которой стояла наша

Возрожденная Корейская ярмарка.

гимназия, строились деревянные лари, а то и просто палатки — остатки перенесенной в Курск знаменитой некогда Коренной ярмарки...»

Воспоминания архиепископа Серафима относятся к первым годам XX столетия. К этому времени Корейская ярмарка, приуроченная к крестному ходу из Курска в Коренную пустынь, действительно захирела и не играла уже той роли, какая назначалась ей прежде, — роли одной из первых ярмарок России (наравне с Макарьевской и Ирбитской). В лучшие годы главной особенностью ее являлась «конская ярмарка», где продавали и покупали лошадей коннозаводчики со всей страны, а также и «колокольный ряд». А. А. Фет, «сосед» Коренной пустыни, не мог миновать Корейской ярмарки: «После обедни мы с братом пустились осматривать ярмарку. Конечно, внимание на

ше главным образом было привлечено конною площадью... Далее за табунами на прочных столбах с перекладинами висело множество колоколов, от малых до весьма значительных размеров. Так как никто не станет покупать колокола, не ознакомившись с его звоном, то всякому предоставлялось право звонить. Поэтому непрерывный звон стоял над всею площадью, заглушая весь остальной гам...»

Ярмарка, как мы уже говорили, к концу XIX столетия пришла в упадок. А крестные ходы продолжались до 1917 года. И спонтанно возродились в 1944 году. Тогда из Курска на берег Тускари шли 200 человек. Уже в 1945 году число богомольцев возросло до пяти тысяч, а к 1956 году — до двадцати тысяч. В 1959 году крестный ход запретили, и лишь в 1990 году традиция постепенно начала оживать.

Возрожденная Корейская ярмарка.

Р

«Ли

^Щш^Я •• ^ 1

ijaL

jfc. лШхт^Т Ш

ШР!

L

Ир- jWM|«

ши