070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 11

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 11

ПОДВИЖНИКИ

убита Василия игумена Святого Спаса, и Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде».

Наиболее распространена версия, согласно которой крестоносцы сожгли монахов Мирожского и Снетогоро-ского монастырей. Иноки заперлись в храмах, и доблестные рыцари будто бы решили поджечь «домы Божии» вместе с находившейся в них братией. По другой версии, немцы казнили «черноризец... и жен и детей», взяв их предварительно в заложники. Как бы там ни было, мученический подвиг насельников Мирожской и Снетогорской обителей в силу своей очевидности привел к тому, что почитание преподобных Василия Мирожского, Иоасафа Снетогорского «и иже с ними пострадавших» укрепилось в церковном народе вскоре после описанных выше событий. Канонизация их, как это обыкновенно и бывает, лишь отразила уже существовавшую традицию.

Среди других прославленных святых, имевших отношение к Мирож-скому монастырю, необходимо упомянуть преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Правда, подвизался здесь он еще не в ангельском чине, а юным отроком. Родители отдали будущего игумена Псково-Печерского монастыря в Мирожскую обитель для научения грамоте, Священному Писанию и иконописи. Кстати, тот факт, что мальчик полюбил монашескую жизнь и стал желать пострига, следу-

Мирожский монастырь. Вид с противоположного берега реки Великой.

Памятный барельеф, посвященный преподоб-номученику Корнилию в Псково-Печерском монастыре.

ет отнести к чести Спасо-Мирожского монастыря. Воспитание в его стенах не прошло даром.

Видно, уклад здешний был таков, что мог полюбиться отроку и зажечь в его сердце благочестивое желание принять постриг. При каком игумене прпмч. Корнилий воспитывался в Мирожской обители, установить вряд ли возможно, однако надо сказать, что все мирожские игумены пользовались

большим нравственным авторитетом в городе. «Из летописей видно, — рассказывается в описании монастыря столетней давности, — что игумены вместе со старшими священниками стояли во главе народа и во многих случаях являлись представителями его». Известно также, что настоятели обители были наделены весьма широкими полномочиями и избирались, как правило, из числа братии: «Настоятель заведовал монастырем во всех отношениях, не давая никому отчета. Выбор его часто зависел от братии, но утверждение в должности зависело сперва от Новгородских Владык, потом от Псковских, а с изданием духовного Регламента утверждение в должности настоятеля принадлежит Святейшему Синоду».

Вообще, в том, что касается повседневной жизни иноков, Мирожский монастырь мало чем отличался от других необщежительных монастырей Пскова, да и не только Пскова. Покой его со временем все реже нарушался набегами воинственных соседей, и тихое, провинциальное существование было уготовано ему. Тихие свои дни, теплившиеся, словно восковые свечи перед иконами, проводили здесь иноки. «Благородных» постриженников среди них в позднейшую эпоху было немного. В основном в Мирожском монастыре подвизались выходцы из мещан и крестьянства. Сословный облик монастыря сравнительно с первыми веками его существования разительно поменялся.