070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 14

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 14

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

В просторном куполе собора изображено Вознесение Господне.

открывающийся наблюдателю с противоположного берега реки Великой.

Всемирную известность принесли Мирожскому монастырю фрески Спасо-Преображенского собора. Судя по всему, росписи были начаты сразу по окончании строительства: удалось установить, что иконописцы работали на тех же лесах, что и строители. Фрески выполнялись начиная с купола, по мере продвижения вниз леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатуркой с последующим нанесением на нее изображений.

Программа фресок была составлена епископом Новгородским Нифонтом, одним из самых образованных церковных иерархов своего времени. Выполнялись они, как предполагают современные исследователи, приглашенной из Киева артелью, которой руководили греческие мастера (собственная наша иконописная школа находилась тогда в зачаточном состоянии). На связь же псковских фресок именно с Киевом указывают сохранившиеся фрагменты росписей в киевском Софийском соборе — они очень напоминают фрески

Вверху: Архангел Гавриил (фрагмент композиции «Благовещение»).

Вверху слева: Деисис в конхе алтарной апсиды.

Спасо-Преображенского собора Ми-рожского монастыря.

Главная идея, основной лейтмотив системы росписей Преображенского собора — утверждение реальности воплощения Бога и ипостасного соединения во Христе божественной природы и человеческой. Эти догматы чрезвычайно волновали константинопольских богословов в XI—XII веках — и, очевидно, эта взволнованность была близка епископу Нифонту, хорошо знавшему тамошний «богословский процесс» и богослужебную практику (предполагается, что он даже мог бывать в Византии).

В росписях Спасо-Преображенского собора подробным образом отражено евангельское повествование, но и не только оно: они дают также представление о Протоевангелии Иакова (рождение и воспитание Девы Марии), иллюстрируют Деяния апостолов, Житие Иоанна Предтечи.

Фресковый ансамбль имеет две доминанты — Деисис в конхе алтарной апсиды (важно подчеркнуть, что видеть его могли не только клирики, находящиеся в алтаре, но и миряне, так как в древности собор имел не сплошной иконостас, а сравнительно невысокую алтарную преграду) и Вознесение Господне в куполе. Последняя композиция имеет ряд уникальных для своей эпохи особенностей. Внимание следует