070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 15

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

обратить на количество ангелов, окружающих Спасителя, и на те позы, в которых они изображены. В византийских храмах мы обыкновенно видим не более шести летящих ангелов. Здесь их восемь. Они не летят, они — словно идут хороводом, танцуют. Ангелы эти привносят в и без того торжествующую, победительную композицию ноту особого ликования.

Росписи Спасо-Преображенского собора очень красочны и светлы. Войдя в этот храм, вы чувствуете, что буквально охвачены светом — и это несмотря на то, что целостному восприятию ансамбля мешает непрекращающийся реставрационный процесс.

Справа: Фрагл украшающего

орнамента, проемы.

Внизу: Сошествие Христа во ад.

XX столетия работы были в целом завершены. Вновь цитируем помянутые «Епархиальные ведомости»: «В настоящее время все работы по реставрации собора вполне закончены; фрески подновлены, стены, пришедшие было в ветхость, укреплены, иконостас поставлен новый, из белого мрамора, сделанный в Италии... Итак, теперь Псковичи обладают замечательным памятником старины и могут молиться Господу Богу... в том самом храме, в котором с первых времен христианства на Руси молились их предки-христиане. Сколько мыслей, сколько чувств должен возбуждать в благочестивом Псковиче один вид этого храма, и с каким благоговением и усердием он должен молиться в нем».

Реставрационные технологии не стоят на месте, и уже в советские годы можно было констатировать, что «подновление» фресок, осуществленное до революции, оказалось не вполне удачным. Реставраторам нового поколения открылось необъятное поле для самоотверженной работы. Отметим, что в конце XIX века в соборе устроили новый монолитный бетонный пол и бетонные лотки наружного дренажа. В свое время подобные решения представлялись передовыми и спасительными для стен древнего храма, однако впоследствии оказалось, что бетон мешает стенам «дышать» и тем самым создает все новые и новые проблемы.

В наши дни главной ежедневной задачей работников музея, под бдительным надзором которых находится Спасо-Преображенский собор, является поддержание температурно-влажно-стного режима в церкви. Иначе — неизбежны утрата и гибель драгоценных фресок. В августе 2009 года был одобрен полномасштабный проект реставрации древнейшего каменного храма Псковской земли.

Вверху: Снятие с креста и погребение Спасителя.

Слева: На парусах помещены изображения евангелистов — решение, ставшее традиционным в монументальном церковном искусстве.

В XVII веке, когда собор ремонтировали и переустраивали, фрески были забелены. Открыли их только в конце XIX века, когда наука (или искусство?) реставрации только-только зарождалась. Обнаружили древние росписи совершенно случайно. В «Епархиальных ведомостях» за 1902 год рассказывается: «В восьмидесятых годах прошлого столетия секретарем Псковского археологического общества Н. А. Строкиным обращено было внимание членов этого

общества на то, что из-под штукатурки древнего Мирожского храма местами проглядывают рисунки, и высказано было предположение, впоследствии оправдавшееся, что это — фрески, современные самому храму...» Работы над фресками собора, да и над самим собором продолжались долго — из-за недостаточного поступления средств из Академии художеств, взявшей древний памятник под свою опеку. Но к началу