070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 16

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

стефзнне&скзя ЦЕРКО&Ь

Церковь во имя святого первомуче-ника Стефана рядом со Спасо-Преоб-раженским собором выглядит совсем юной. Она была построена в XVII веке на месте прежде существовавшего храма постройки начала XV века. Архитектура храма близка к московской традиции. И хотя зодчество Пскова не подверглось «омосквичиванию» в той степени, как зодчество Новгорода, все же наличие столичных черт в храме св. Стефана следует считать знаковым явлением для своей эпохи.

По устройству своему церковь является надвратной. Она теплая, стоит на подклете, интерьер — в два света. Подлинным украшением Стефаниевской церкви является иконостас, выполненный в византийском стиле знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном в 1990-е годы. В одном из своих интервью о. Зинон так отзывался о роли иконостаса вообще: «Может быть, это странно будет услышать из уст иконописца, но я бы иконостас и

Вверху: Стефаниевская церковь и колокольня. Северный фасад.

Внизу: Главным украшением скромного храма св. Стефана является иконостас, творение архимандрита Зинона (Теодора).

Внизу справа: Звонница.

вовсе упразднил. Или сократил до двух икон — Христа и Богородицы. А Царские двери, если они и нужны, то только как условная преграда. Греки, кстати, Царские двери открывают в начале литургии и закрывают после отпуста. Алтарная преграда в древности имела чисто утилитарное значение, как в католических храмах и сейчас, где перед алтарем существуют решетки, низкие загородки, чтобы народ не теснился и не мешал богослужению. Изначально иконостас был задуман совершенно не так, как его сегодня воспринимают верующие. Это вовсе не была стена, отделяющая алтарь от храма, потому что пространство храма совершенно равноценно. Напротив — иконостас задуман как стена объединяющая. Сама идея иконостаса родилась из тайны Боговоплощения, всякая икона — хри-стологична, она свидетельствует о том, что Бог вошел в мир, стал человеком и пребывает среди верных во все дни до скончания века. Икона — это видимое свидетельство Его пребывания среди нас. Но икона требовала опоры, стены, требовалось как-то закрепить ее в пространстве храма. Так появился иконостас. Однако никогда иконостас не отгораживал алтарь, который многими сегодня воспринимается как Святая Святых ветхозаветного храма, сам храм — как святое, а притвор — как помещение для язычников».

В линию со Стефаниевским храмом выстроена невысокая колокольня с куполообразным завершением — одно из самых молодых зданий в ансамбле обители. Ее возвели в 1879 году.