070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 17

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

церковь не была устроена, вероятно, по неимению к тому средств. Внизу были кельи Настоятеля, а верх оставался не занятым. В 1800 году во время разлития рек в нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка. Почему настоятельские кельи оказались совсем негодными для жилья, вследствие чего нижний этаж был обращен в кухню и здесь же устроена трапеза. Братские кельи помещены в верхнем этаже, а настоятельские в особом деревянном флигеле, против церкви Преображения. В 1820 году столбы, бывшие под Святыми воротами для предполагаемой колокольни, разрушены, и оба здания соединены вмесге. В этом же году внизу сделаны деревянные перегородки для братских келий».

Собственно, облик монастыря мало изменился за истекший век. Все так же стоят, обступая собор, деревянные флигеля, все той же милой провинциальностью веет от скромной ограды, старого яблоневого сада и малых окошечек старинных каменных корпусов. Мирожский монастырь — территория совсем особенная даже для Пскова, особого города на карте русской истории.

ПРОЧИЕ ПОСТРОНКН

Ныне существующий ансамбль Мирожского монастыря — за исключением Спасо-Преображенского собора — формировался постепенно, в XVI—XIX веках. Сто лет назад монастырь выглядел следующим образом: «В настоящее время Мирожская обитель состоит из каменной невысокой ограды с двумя воротами на Север и на Юг. Северную сторону ее занимают церковь св. Архидиакона Стефана и здание бывших братских келий. Внутри ограды на восточной стороне стоит древний храм Преображения, против западных ворот его деревянный на каменных погребах для братии флигель, по обеим сторонам которого расположен древний фруктовый сад, а в юго-восточном углу небольшой флигель для братской трапезы. За южными воротами вне ограды расположены каменные строения, приспособленные для уборки с полей хлеба. (Несколько далее этих строений существуют и ныне развалины, которые, по преданию, были некогда монастырскими воротами.)».

Интересными данными делится автор процитированного описания и относительно судьбы братских келий и колокольни, расположенных вплотную к Стефаниевскому храму. «Близ этой церкви, — пишет он, — на западной стороне существовала деревянная Николаевская церковь над Святыми воротами, за которыми стояли деревянные настоятельские покои. В 1789 году Игумен Венедикт донес

Слева и вверху: Келейные корпуса. Сейчас в них размещаются, в частности, иконописные мастерские.

преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои, по крайней ветхости, угрожают падением, а потому они должны быть срыты, но, так как эта сторона обращена к городу и покои эти составляли украшение монастыря, просил построить на месте их каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между

Вверху: Настоятельский корпус.

Ныне здесь — братские кельи.

Справа: Святые ворота монастыря.

церковью и колокольней построить на запад от Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена и трапеза для братии. На эту просьбу последовало Архипастырское благословение... Корпус этот двухэтажный существует и доныне. Но первоначальное предположение было изменено: