070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 9

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 9

подвижники

Говоря о заслугах свт. Нифонта, летописец риторически вопрошал: «Который епископ так украсил Святую Софию? Притворы исписал, кивоты устроил и всю извне украсил?..»

монастырь «на правах» узника. Правда, уже вскоре его освободил и отпустил к своей пастве князь Юрий Долгорукий, старавшийся ублажить новгородского владыку не столько по сочувствию его идеям, сколько из-за неприязни к Изя-славу Мстиславичу.

Когда же Юрий Долгорукий сделался великим князем Киевским (в 1155 году), он немедленно сместил с кафедры митрополита Климента и дал знать в Константинополь о том, что в Киеве готовы принять митрополита от Патриарха Константинопольского. Такой митрополит тут же был дан, и среди тех, кто выехал встречать его в Киев, мы видим епископа Нифонта. Но дождаться его святителю не привелось. В Киеве он остановился в Печерском монастыре — месте своего пострига и последующего заточения. В одну из ночей ему было видение преподобного Феодосия Киево-Печерского, будто бы сказавшего: «Хорошо ты сделал, брат и сын Нифонт, что приехал сюда. Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами». Спустя три дня епископ заболел и вскоре скончался. Похоронили его в монастырских пещерах. Комментируя последнее обстоятельство, новгородский летописец сокрушался: «Мню бо, яко не хотя Бог, по грехом нашим, дати нам на утеху гроба его, отведе к Киеву, и тамо преставися, и положи-ша в Печерском монастыри у святей Богородицы в печере».

Памятником деяниям епископа Нифонта является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — последний храм, построенный по указанию и под присмотром святителя.

ший престол в Константинополе пустовал, и князь (а вместе с ним и большая часть русских церковных иерархов) решил воспользоваться этим и «сбросить греческое иго». Действительно, как пишет митрополит Московский Макарий (Булгаков; 1816—1882), в этой акции «выразилось сознание, что поставле-ние русских митрополитов в Константинополе имеет большие неудобства для Русской Церкви и государства, что митрополиты-греки, часто не знавшие русского языка, не в состоянии приносить для России столько пользы, сколько приносили бы митрополиты из русских, что постоянная присылка в Россию митрополитов-греков была не безобидна для русских иерархов и что, наконец, избрание для России митрополита в Константинополе, совершавшееся без участия русских князей, было оскорбительно для последних, тем более что давало повод царям греческим оказывать на Россию свое влияние».

Однако с канонической точки зрения поставление митрополита собором русских архиереев было предприяти

ем небезупречным, на что и указывал свт. Нифонт. За свою позицию ему пришлось пострадать: в 1149 году князь Изяслав и митрополит Климент (таки поставленный на Киевскую кафедру) вызвали его в Киев по обвинению в том, что он не поминает за богослужением Климента как митрополита Киевского и всея Руси. Разбирательство этого дела привело к заключению епископа Нифонта в Киево-Печерский