070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 6

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Памятный крест н

е братского кладбища Спасо-Мирожского монастыря.

Вид на Мирожский монастырь и центральную часть Пскова (фотография начала XX века). Монастырь — правее от центра, хорошо видна крупная глава Спасо-Преображенского собора. Левее от центра, на заднем плане, вырисовываются очертания Псковского кремля с Троицким собором и колокольней.

Однако к середине XVIII века многолюдство и обеспеченность Мирожской обители остались в прошлом. При составлении штатов ее приписали к третьему классу. Ей полагался игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона, четыре послушника, один подьячий и восемь служителей. «Но число братии редко доходило до положенного штатами, — оговаривает бытописатель монастыря, — притом вместо монашествующих были или вдовые священники или другие священно- и церковнослужители, присланные в монастырь в подначалие за какие-нибудь проступки. Число последних было весьма немало сравнительно с общим числом братии». Указанное обстоятельство было настоящим бичом для многих монастырей. Присланные «в подначалие» не стремились подчиняться монастырским порядкам, часто пытались и в стенах обители вести прежний образ жизни (а из проступков, за которые лиц духовного звания «ссылали» в монастыри, наиболее распространенным являлось пьянство), и поддержание порядка в такой «ссыльной обители» представляло нелегкую задачу для священноначалия. Порча нравов братии под воздействием дурного примера, подаваемого «ссыльнопоселенцами», была явлением повсеместным.

Что касается образа жизни насельников Мирожского монастыря, то о нем известно, что «под общим управлением Игумена каждый брат жил в особой келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. С изданием штатов послушание каждого определено особенною должностью казначея, ключника, чашника, просфорника и других. Но и по издании штатов каждый брат располагал своими средствами жизни и имел отдельную трапезу.