070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 5ИСТОРИЯ \тт Баторий под Псковом ли ее (хотя и другие полот- больших фигур, в настоящий на мастера не проходили не- рост, выказывается капиталь- замеченными). Вперегонки ное его мастерство. У него нет с европейскими ценителя- других сюжетов, кроме отече- Попотно «Баторий под Псковом» (1872) кисти Яна Матейко. В 1582 году между Русским государством и Речью Поспо-литой было заключено соглашение, получившее название «Ям-Запольского мирного договора», поскольку местом встречи сторон явилась деревня Киверова Гора близ За-польского Яма (южнее Пскова). Именно этот момент получил отражение в картине Яна Матейко «Баторий под Псковом». К осаде Пскова польским королем в 1581 году полотно это, таким образом, имеет лишь косвенное отношение. Стоит лишь заметить, что если бы псковичам не удалось отразить натиск поляков, то условия невыгодного для нас Ям-За-польского мира были бы еще тяжелее. «Баторий под Псковом» считается одной из лучших картин Матейко. Современники восторженно встрети- ми Матейко хвалили русские «властители дум». Так, В. В. Стасов, говоря о творчестве польского художника и в особенности о «Батории под Псковом», писал: «Все его картины громадных размеров, и тут-то, на десятках ственных, оттого так сильно и правдиво все, что он пишет. Характеристики его почти всегда изумительны по верности, и ничто не может быть историчнее, чем иезуит Пос-севин, уговаривающий зверообразного Стефана Бато- рия, с надменностью сидящего на медвежьей шкуре, внять мольбам русского посольства, вымаливающего мир. Иезуитский взгляд, иезуитские мягкие, точно бескостные пальцы, протянутые и доказывающие, физиономии мужиковатых и смирных русских бояр, блеск польского лагеря под Псковом, с крылатыми всадниками и полуазиатскими канцлерами и воеводами, — таких картин немного встретишь в европейских музеях... Что касается до русского духовенства и послов, то, кроме великолепных, талантливых попыток покойного Шварца, ни одна еще из всех наших исторических картин не представляла с такою поразительною верностью индивидуумов древней Руси, с их финско-татарскими физиономиями, тяжелым складом и покорными глазами». Каменная ограда появилась в монастыре довольно поздно, когда огораживать его стало уже не от кого. Неудивительно, что она далека от «крепостных идеалов». возможным. Мы не знаем в подробностях всех этих обстоятельств, однако очевидно, что жизнь средневековых мирожских иноков была соткана из множества опасностей. И это напряженное положение наверняка подвигало монахов ко всецелому упованию на Бога. Самый известный случай, когда Мирожский монастырь послужил лагерем для вражеских войск, относится к 1581 году. Тогда Псков осаждал Стефан Баторий. И его батарея, обстреливавшая крепость Пскова, располагалась как раз в Мирожском монастыре. Как мы знаем, Баторию не удалось взять Псков. Жители города мужественно сражались, не переставая надеяться на помощь Божией Матери, явившей многие милости псковичам во время этой памятной осады. Но Мирожская обитель была основательно порушена. У нас не имеется сведений, пострадал ли кто-либо из братии тогда: достоверно только известие о мученической кончине, которую приняли от ливонцев прпмч. Василий Мирожский и «иже с ним подвизавшиеся», но это было еще в 1299 году. О более поздних убийствах мирожских иноков нигде ничего не говорится. Периоды запустения сменялись в истории Мирожского монастыря периодами процветания. С конца XVI века обитель считалась по численности братии второй среди псковских монастырей — после Снетогорского монастыря. |