070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 3первый швтырь mm«История Мирожского монастыря так же скромна, как и сами его здания», — говорит составитель дореволюционного описания обители. Говоря в данном случае о скромности, автор, безусловно, «скромничает» сам — ибо трудно найти столь же древнюю обитель, к тому же сохранившую не только память о своей древности, но и материальные «доказательства» ее. Псков — город древний и своею древностью живописный. Высокие песчано-серые стены его крепости, крытые тесом башни, множество церквей особенной псковской архитектуры, река Великая, отделяющая от старого города Завеличье... Оно, Завеличье, беднее противоположного берега на достопримечательности, однако и здесь есть пища и для глаз, и для ума, и для души. Здесь, при впадении в Великую речки Мирожи (полагают, что слово это произошло от «мрежи», — и действительно, с давних пор в устье Мирожи существовали рыбные ловли), стоит один из старейших русских монастырей — Спасо-Мирожский. Основание его относят к первой половине XII века, когда христианская вера только-только утверждалась на Руси, и Вид на Мирожский монастырь от церкви сет. Климента, Папы Римского. от юной Церкви требовались немалые усилия, чтобы развеять мрак языческого невежества. И монастырь, видимо, устраивался именно с этой целью — ради катехизации жителей Пскова, которые были уже крещены, но не были просвещены. Монастырь, по-тогдашнему, располагался вне города, то есть вне крепости, где мог бы относительно спокойно существовать. И поэтому довольно часто подвергался нападениям и грабежам со стороны воинственных западных соседей Пскова. Тем не менее — и это удивительно — обитель не имела никакой существенной ограды. Еще удивительнее, что при подобной ее беззащитности в ней сохранился собор — почти ровесник самого монастыря. И не только собор, но и его удивительные фрески, о которых речь пойдет в разделе «Путеводитель». Год строительства Спасо-Преоб-раженского собора Мирожской обители — 1156-й. Инициатором его возведения выступил святитель Нифонт, епископ Новгородский и Псковский (в Пскове еще не было тогда своей кафедры). Очевидно, святитель Нифонт пригласил и мастеров, искусно и скоро расписавших соборный храм монастыря. В то время читать умели немногие, и фрески стали своего рода «Евангелием в картинках» для населения Пскова.
|