070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 8

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 8

«шрник и роднить...»

Значительную роль в становлении Мирожского монастыря как центра христианского просвещения в Пскове сыграл епископ Новгородский Нифонт. Если бы не он, мы не имели бы возможности любоваться Спасо-Преображенским собором и его дивными фресками.

Псковская епархия была выделена из состава Новгородской только в 1589 году. До этого церковная жизнь Пскова направлялась новгородскими владыками, среди которых было немало выдающихся деятелей, послуживших Церкви Христовой верой и правдой. В этом ряду важное место принадлежит святителю Нифонту Новгородскому (t 1156). Уроженец Киева, он принял постриг в Киево-Пе-черском монастыре, а на Новгородской кафедре пребывал с 1130 года. Судя по всему, епископ Нифонт был одним из лучших представителей тогдашнего ученого монашества. Его образован

ность, знание канонов и неуклонное следование им снискали ему уважение среди новгородцев и псковичей. В летописях говорится о нем, что «той епископ Новгородский бысть поборник и ревнитель священным и божественным вещем».

Свт. Нифонт упоминается как обновитель Софийского собора в Новгороде и как строитель многих храмов в Новгородских и Псковских землях. Надо полагать, что Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря стал последним детищем святителя — вскоре после того он отправился в Киев, где и скончался.

тпшшн

Тропарь свт. Нифонту Новгородскому, глас 3

Яко сый нравом православных Восточныя Цёркве преданий йс-тинный защитник, сподобился есй велйкаго во отцёх Феодосия вйдети по смерти яко жива, воз-вещающа тебе Царствия Небёсна-го наследие, его же неизречённых доброт ныне с ним неразлучно наслаждался, молй и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Святитель Нифонт, епископ Новгородский, был канонизирован в 1549 году, при митрополите Московском Макарии.

Драматический момент в житии епископа Нифонта связан с поставле-нием на Киевскую митрополию Климента Смолятича, совершившееся по воле князя Изяслава Мстиславича без участия Патриарха Константинопольского. Свт. Нифонт был одним из трех архиереев, выступивших против подобного самоуправства князя. На Соборе он прямо заявил Клименту: «Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископам без Патриарха, но ставит Патриарх митрополита. Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от Патриарха; если же исправишься, примешь благословение от Патриарха, тогда и мы тебе поклонимся; мы взяли рукописание от митрополита Михаила (прежнего митрополита Киевского, отшедшего незадолго до того в Константинополь и там скончавшегося — прим. ред.), что не следует нам без митрополита служить у св. Софии».

Вообще говоря, политическая обстановка в ту пору благоприятствовала автокефальным настроениям. Патриар

|ЩН I .