070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 21

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 21

ЧУДЕСА

в 1442 году — новая вспышка болезни, очень похожей на чуму. И опять в Пскове. Следующая эпидемия относится уже к 1455 году, и несчастный Псков вновь первым встретил ее. Долго еще можно перечислять страшные «моровые» вехи. Мор 1487—88 годов, 1506 года, 1521 года, 1552—54 годов... Последнее чумное поветрие посетило Псков в 1711 году.

Если пересчитать все моровые поветрия, посещавшие Псков, на среднестатистическую жизнь современного человека, то оказалось бы, что на нее приходится в среднем по три эпидемии. Конечно, применительно к жителям средневекового Пскова эти пересчеты «не работают». Редко кому удавалось пережить хотя бы два поветрия. Люди умирали тысячами. И поскольку надеяться им было не на кого, кроме как на Бога, они обращались к Нему с самыми пламенными мольбами, чтобы Он уберег если не их самих, то хотя бы детей. Известны случаи, когда детей из заразившихся семей старались отдать в здоровые семьи или же в монастырь. Кто знает, удавалось ли спасти таким образом хоть некоторое количество жизней?

«Чума» (1898), картина швейцарского художника Арнольда Бёклина.

В 1466 году, когда в Пскове вспыхнул очередной «мор железою», горожане в< обыденную деревянную церковь во имя Варлаама Хутынского. В конце XV века ее перестроили в камне, и сегодня она является одним из красивейших приходских храмов города.

Сугубые молитвы псковичи возносили перед чтимыми иконами, находившимися в городе. Молились они и перед Мирожской иконой Пресвятой Богородицы. Нам неизвестны какие-либо случаи исцелений или иных чудо-творений от этого образа до морового поветрия 1567 года. Тогда, как рассказывается в современных этому событию письменных источниках, от очей Божией Матери излились слезы. И многие богомольцы исцелились от болезни или счастливо избежали заразы.

Прибегали псковитяне и к другому благочестивому средству избавления от эпидемий — строили храмы. Если посмотреть на историю псковских церквей, можно выяснить, что весьма значительная часть их строилась именно во время моровых поветрий (или же на месте тех обетных храмов, которые возводились в те страшные годы). «И преста мор», — часто комментирует последствия появления очередного храма на Псковской земле летописец. Так ли это, или же хронист пытается утешить самого себя, сказать сложно. Однако совершенно очевидно, что без упования на Бога, без веры в Его милосердие псковитянам было не выжить.