070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 22

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 22

тптш шз прлшой

Несколько веков главной святыней Мирожского монастыря была Мирожская икона Пресвятой Богородицы. Явилась она, согласно преданию, в 1198 году и вскоре приобрела повсеместное почитание в Пскове. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, с воздетыми руками, то есть по чину Оранты. На лоне Ее изображен благословляющий Младенец Христос.

Ж ткуда явилась во Пскове Мирож-1%ская икона Божией Матери, до-%1подлинно неизвестно. Можно W указать лишь на ее несомненную связь с новгородским образом Пречистой Девы, именуемым «Знамение». Мы уже говорили в одном из прошлых выпусков о том, что с иконографической точки зрения Знаменская икона представляет собой «сокращенный» тип Оранты. Наличие в главных наших северо-западных городах чтимых икон Божией Матери, столь родственных по своему иконографическому типу, говорит о многом.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Новгородская старше Мирожского образа примерно на полвека. Написание ее относят к середине XII столетия, а прославилась она во время защиты Новгорода в 1169 году

Вверху слева: Список Мирожской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком. Находится сейчас в Псковском музее-запо-веднике.

Вверху справа: Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская, пребывающая в Софийском соборе Великого Новгорода.

от войск князя Андрея Боголюбского. Уже вскоре после этого в Новгороде и Пскове распространились списки с этой иконы. Но Мирожскую икону Пресвятой Богородицы списком со Знаменской считать, безусловно, нельзя.

Яркой особенностью Мирожского образа является наличие фигур предстоящих — благоверного князя Довмонта-Тимофея и его супруги кня

гини Марии (в схиме Марфы), также прославленной в лике святых. Икона явилась в конце XII века, а княжеская чета скончалась столетием позже. Следовательно, изначально икона представляла собой вполне традиционный образ Божией Матери типа «Оранта» («Молящаяся»).

В какой момент композиция образа обогатилась изображениями благоверных князя и княгини? Быть может, произошло это уже в XIV веке, ибо почитание князя Довмонта привилось в Пскове очень рано, чуть не сразу после его кончины. В 1374 году уже была сооружена церковь во его имя. Вот, вероятно, около этого времени защитник Пскова, любимый князь псковичей, и получил свое место на чтимой иконе. Как нам кажется, водворение св. Довмонта-Тимофея на Мирожской иконе