070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 23святыни лижи Благоверный князь Довмонт Святой князь Довмонт принадлежал к литовскому княжескому роду и, живя в Литве, был язычником. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц, он, вместе с некоторыми другими литовскими семействами, перебрался в Псков, где принял святое крещение с именем Тимофей. После того как он крестился, псковичи избрали его своим князем и впоследствии ни разу не имели поводов раскаяться в этом. Довмонт-Тимо-фей показал себя строгим, но справедливым судьей, ни-щелюбцем, храмоздателем и смелым защитником Пскова — «Дома Пресвятой Троицы», как называл князь этот город, самим Богом врученный ему в управление. При нем Псков был обнесен высокой Довмонтовой стеной, а сам он не единожды выводил войска навстречу неприятелю и неизменно возвращался с победой. Перед битвой благоверный князь всегда со слезами молился в храме, полагая меч свой к подножию престола, и на защиту города выходил, благословившись у духовника. Женившись на княжне Марии Дмитриевне, Довмонт породнился с величайшим полководцем и защитником северо-западных русских рубежей св. Александром Невским, поскольку Мария Дмитриевна приходилась ему внучкой. Родство это представляется нам глубо ко символичным: словно бы сам святой Александр выбрал для Пскова нового охранителя, связав его с собою семейными узами. В последний раз князю Довмонту-Тимофею довелось защищать город в 1299 году, когда немецкие рыцари напали на его окраины, истребив множество женщин и детей, убив монахов Мирожского и Снетогорского монастырей. Не дожидаясь, когда подойдет большое войско, он пошел на ливонцев с одной своей дружиной и победил. Через несколько месяцев после этой знаменательной победы князь Довмонт забо лел и умер, опечалив своих подданных (вообще, то, что он снискал любовь псковитян и долгое время жил с ними в согласии, удивительно; конечно, образцом непокор-ливости и строптивости всегда были новгородцы, но и жители Пскова от них часто не отставали). Летописец свидетельствует: «Бысть же тогда жалость велика в Плес-кове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Уже после смерти благоверный князь не раз свидетельствовал свою любовь и верность «Дому Пресвятой Троицы», ему молились во время многочисленных вражеских осад — и он приходил на помощь. Мощи св. Довмонта-Тимофея находятся в Троицком соборе, где и были некогда погребены, а первый храм, посвященный ему, появился в Пскове уже в 1374 году. Жена почившего князя пережила его ненадолго. Она скончалась, приняв постриг в схиму с именем Марфа. Душа ее отлетела от тела, уповая на скорую встречу с дорогим супругом. Но и на земле князь и княгиня не разлучились, встав по обе стороны от Пресвятой Богородицы на Мирожской иконе. Благоверный князь Довмонт-Тимофей, защитник Пскова. именно о том и говорит, что к моменту его прославления она уже была чтимой, поскольку в этом жесте «водворения» видно желание псковитян ублажить благоверного князя, выказать ему свою особую любовь. И только поместив его образ рядом с сугубо почитаемым образом Божией Матери, они могли считать свое благочестивое желание исполненным. Однако у нас нет никаких ранних известий о чудотворениях, происхо дивших от Мирожской иконы Божией Матери. Отсутствие свидетельств может означать как то, что чудотворений не было, так и то, что они оказались позабыты. В памяти псковичей до сего дня осталось лишь одно значительное чудо, связанное с этим образом. Когда в 1567 году на Псков в который уже раз обрушилось моровое поветрие, то икона «заплакала». «Таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ея Знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы быва-ху человеком от образа Матере Господня», — говорится об этом событии в записи, обнаруженной в рукописном сборнике из библиотеки Мирожского монастыря. Вот как развивались события далее (приводим «осовремененный» пересказ): «Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того |