070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 27

070. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ II МИР

гами Св. отца и римско-католической церкви, даже самого христианства».

Поначалу немцы еще не зарились на собственно русские земли. Однако они захватывали территории данников Новгорода. Войска новгородцев, в свою очередь, время от времени «посещали» прибалтийские земли, стремясь восстановить свое влияние здесь. А за походы эти расплачиваться приходилось псковичам — как ближайшим соседям ордена меченосцев. Псков вовсе не желал быть «козлом отпущения» в подобной ситуации. Он скорее хотел бы видеть в рыцарях союзников в своей борьбе с Литвой (впрочем, было бы наивно представлять мнение псковичей на сей счет неким монолитом: речь идет о склонностях прежде всего купеческой «элиты»). Как бы там ни было, при посредстве папского легата в Ливонии епископа Моденского Псков заключил мир с Ригой. Ход этот можно понять, но признать дальновидным трудно. Уже очень скоро, в 1227 году, разлакомившись, Папа Римский Гонорий III направил всем (sic!) русским князьям такое послание: «Радуемся о Господе, услышав, что ваши послы, приходившие к достопочтенному брату нашему, Моденскому епископу, легату апостольского престола, униженно просили его посетить лично ваши страны, потому что вы готовы принять здравое учение и совершенно отречься от всех заблуж-

Старый Таллин на картине художника Иоганна Гау (1771—1838). Таллин (иначе Ревель) был одной из значительных крепостей меченосцев, а после тевтонцев.

Изборску, пограничной крепости Псковской земли, пришлось многое претерпеть от немецких рыцарей.

дений, которым подверглись по недостатку наставников и за которые Господь в гневе Своем так часто поражал вас различными бедствиями и поразит еще более, если не возвратитесь на путь истинный... Посему, желая узнать от вас самих, точно ли вы хотите иметь легата Римской Церкви, чтобы принять от него наставление в католической вере, без которой невозможно спа-

стися, мы просим и убеждаем всех вас сообщить нам об этом предмете чрез письма и послов вашу искреннюю волю. А между тем живите в мире с христианами ливонскими и эстонскими и не препятствуйте им распространять веру христианскую...»

Митрополит Макарий (Булгаков) прокомментировал это письмо (до-вольно-таки возмутительное, надо сказать) в своей «Истории Русской Церкви»: «Несправедливо папа обращается здесь ко всем русским князьям, утверждая, будто послы их приходили к Моденскому епископу: к нему приходили только послы из Пскова и, если верить ливонской хронике, еще из Новгорода (в 1224 г.) собственно для заключения мира с Ливонским орденом, а послы всех прочих русских князей и не имели побуждений идти тогда в Ригу к легату папскому и вовсе не приходили, следовательно, не могли и просить его от лица князей своих посетить Россию».

Что касается псковичей, то и им заключенный мир счастья не принес. Договор вскоре был нарушен, нападения рыцарей на Псков возобновились. В масштабах общерусской истории особенно заметен захват Изборска (а это была важнейшая крепость на окраине Псковских земель) и Пскова «крестоносцами» в 1240 году. Вот как горестное событие это описывается в летописях: «И приде весть в Пльсковъ, яко