Вокруг света 1955-03, страница 13

Вокруг света 1955-03, страница 13

лесу — крупнейший в стране туберкулезный санаторий и несколько домов отдыха Совета венгерских профсоюзов. На вершине Гайятете — самый красивый и благоустроенный дом отдыха для передовиков производства. Далее — высокогорный санаторий Кекеш, а еще чуть дальше — венгерский «Желез-новодск» — Парад...

После Парада горы Матра постепенно идут на убыль. Где-то в районе Эгера они плавно перейдут в горы Бюкк — последнее звено цепи протянувшегося вдоль северной границы Венгрии так называемого Верхне-Венгерского нагорья.

Картинно раскинулся под горой Эгер, сверкая на солнце множеством куполов и шпилей. Это город виноделов. Здесь целый подземный лабиринт вместительных винных погребов, в которых десятками лет выдерживается знаменитый «эгрибикавер».

У Эгера славное историческое прошлое. Четыре века назад, летом 1552 года, горсточка венгров, запершись в городской крепости, оказала сопротивление десяткам тысяч осаждавших ее турок. Крепость была разрушена почти до основания, но героические защитники города так и не сдали ее врагу.

Спустя много лет Эгер все же был захвачен турками, и это наложило отпечаток на весь его внешний облик. В городе немало ценнейших архитектурных памятников более позднего периода — богато оформленных церквей, дворцов. Но рядом с ними сохранились почти нетронутые уголки типичного восточного селения XVII века с узкими, кривыми улочками, приземистыми домишками, высокими каменными оградами, турецкой баней.

Вообще старина и новь причудливо переплетаются здесь на каждом шагу. Вот широкая асфальтированная, вполне современная улица. И вдруг среди потока автомобилей по этой улице медленно ползет телега, запряженная серыми круторогими волами. Чуть дальше верхом на осле едет, свесив ноги, старик с длиннейшим чубуком в зубах. А по тротуару, мимо сверкающих витрин магазинов важно проплы

вают среди прохожих экзотические старухи-модницы в красочно расшитых, старинных кацавейках, каких не сыщешь даже в музее.

Около развалин Эгерской крепости расположились с этюдниками и мольбертами несколько юношей и девушек. Это студенты открывшегося здесь четыре года назад Государственного педагогического института. В ближайшее время в Эгере будет создано еще несколько высших учебных заведений.

За Эгером дорога опять поднимается в гору, но пейзаж здесь уже иной. Среди зарослей дубняка все больше и больше сосен. Появляются могучие буки, платаны. Горы подступают ближе, обрываясь у дороги суровыми отвесными скалами.

...Подъем, крутой поворот, снова подъем—и перед нами Лиллафюред. У подножья горы — сказочной красоты дворец, чуть ниже — зеркальная гладь озера, а кругом — скалы, лес, приволье...

В прошлом это был один из самых фешенебельных горных отелей. Теперь здесь профсоюзный дом отдыха, в котором проводят свой отпуск металлурги Диошдьёра, горняки Боршодских шахт и крестьяне окрестных сел.

В районе Лиллафюреда — крупнейшие в стране лесные промыслы.

Еще несколько минут пути — и перед нами панорама крупного индустриального города. Это уже Мишкольц — небольшой в прошлом торговый городишко, которому суждено в самом недалеком будущем стать вторым после столицы промышленным и культурным центром Венгрии.

...Много дорог ведет из Будапешта в разные уголки страны. По какой из них ни поедешь, всюду встретишь то новый мощный завод, то новое учебное заведение, то выросшую словно из-под земли электростанцию, то новые дома для рабочих, то целый новый город.

Чудесные приметы нового, изменившие весь облик страны, видны даже там, где внешне все осталось попрежнему.

п