Вокруг света 1955-04, страница 15

Вокруг света 1955-04, страница 15

шу. Тхи Май вспоминает, что ее длинные волосы клочками оставались на ветках деревьев. Тогда она обрезала волосы ножом.

Через год оккупанты снова обнаружили фабрику. И опять женщины успели унести станки, сырье и готовую продукцию вглубь леса. Так повторялось шесть раз.

Тхи Май — по-вьетнамски «Лесной цветок». Она невысокого роста, худенькая, с огромными черными глазами и длинными волосами, волнами падающими на плечи. Когда она смеется, на щеках ее появляются глубокие ямочки. Голос ее напоминает щебет лесной птицы.

Тхи Май двадцать лет. Восемь из них она провела в джунглях. Здесь она окончила семь классов вечерней средней школы, получила профессию ткачихи, научилась метко стрелять из автомата и ловко бросать гранату. Первую книгу, которую Тхи Май прочитала, она помнит почти наизусть. Это была книга советского партизана Федорова «Подпольный обком действует», переведенная на вьетнамский язык и изданная в джунглях с предисловием Хо Ши Мина. Девушка рассказывала содержание книги в деревнях и горных селениях.

Сейчас Тхи Май член фабричного комитета молодежного Союза национального спасения и лучшая пионерская вожатая.

Нелегка жизнь в джунглях. В дни тропических ливней бушую

Один из участков строительства судоходной системы, которая свяжет Вьет-бак с Южно-Китайским морем.

щие потоки воды сносят легкие бамбуковые домики, заливают фабричные цехи. По ночам на территорию фабрики, случается, заходят пантеры и леопарды, заползают ядовитые змеи и пауки. Зимой по целым неделям моросит мелкий холодный дождик. По месяцу стоит в лесу непроницаемый, плотный туман.

Но больше всего страданий приносит малярия, тропическая лихорадка. Тучи малярийных комаров поднимаются по вечерам с лесных болот, звенят под потолками хижин, густо облепляют противомоскитные сетки вокруг кроватей. Москиты залезают в глаза, в уши, в нос, в одно мгновение темным слоем покрывают горячий рис в котелке.

В предгорьяу Вьетбака.

Каждый вечер рабочие фабрики бамбуковыми факелами обжигают углы домов, не оставляя ни одной щелочки, в которой могут притаиться малярийные комары. Человек, беспечно относящийся к своему здоровью, подвергается суровой критике на собраниях. Невыход на работу по болезни считается чрезвычайным происшествием.

Все больше и больше тканей и противомоскитных сеток выпускает для крестьян фабрика в джунглях. В дни мира работать стало много легче.

Раньше день и ночь в цехах горели керосиновые лампы. Теперь рабочие срубили могучие деревья, маскировавшие фабрику, и в цехи стали проникать лучи солнца.

Не надо маскировать и спортивную площадку, на которой сейчас резвятся малыши из детского сада, открытого на фабрике.

Теперь дети ходят в школу не по ночам, как это было во время войны, а по утрам, и писать учатся не на банановых листьях, а на бумаге, которую где-то по соседству в джунглях вырабатывает фабрика.

Нашу беседу прервали звонкие удары металлического болта о корпус обезвреженной американской бомбы, висящей под деревом. Кончила работу дневная смеча.

Через минуту затих ровный шум станков, и мы услышали песню ткачей. Они пели одну из самых популярных сегодня во Вьетнаме песен. В память особенно врезалась фраза: «Когда мы решимся дружно, то горы сдвинем, если нужно!»

Да, эти люди с мужественным сердцем и умелыми, трудолюбивыми руками поют от души.

13