Вокруг света 1955-04, страница 22

Вокруг света 1955-04, страница 22

Морского гидрофизического института Академии наук СССР.

Выслушав мои вопросы насчет глубинного водообмена в море, заместитель директора института по Черноморскому отделению Павел Алексеевич Киткин, улыбнувшись, ответил:

— Рассказ придется начать издалека — с ветра...

Главный корпус весь был окутан какими-то толстыми проводами. Они тянулись в сторону моря. А крыша дома превращена в настоящую метеорологическую площадку. Там, ловя порывы ветра, вращались стальные чашечки ане-мометроз, поскрипывал флюгер, Еиднелось еще много других приборов. Раз уж речь должна была итти о ветре, я предполагал, что мы направимся именно туда, на крышу. Но старший научный сотрудник Рафаил Николаевич Иванов повел меня в щитовую комнату.

...В щитовой комнате стоит тишина. Только непрерывно тикают часовые механизмы. Здесь царствуют приборы. Дрожат и колеблются стрелки на циферблатах. Из металлических футляров медленно ползут широкие бумажные ленты. На них зигзагами и причудливыми линиями отмечает свою скорость и направление ветер, час за часом вычерчивается график колебаний температуры в море, над водой, над берегам.

На одной из бумажных лент линия то прерывается, то возникает вновь, чтобы постепенно спуститься до края ленты и исчезнуть совсем.

— Это график солнечной радиации за сутки, — поясняет Иванов. — Там, где линия прерывается, солнце закрывали облака, а где линия исчезла совсем — оно закатилось. А этот прибор называется анемоинтегратором. Его изобрел директор института академик Василий Владимирович Шулейкин. Анемоинтегратор не просто указывает скорость и направление ветра, но сразу подсчитывает, сколько воздуха проносится каждую секунду с берега на море или с моря на сушу через «ворота» шириной в один метр. Он как бы взвешивает воздух на лету...

Иванов рассказывает о других приборах. Одни из них установлены прямо в море на разной глубине, другие — на высокой скале неподалеку от берега. Это к ним протянулись черные змеи проводов. Приборы следят, как меняются скорости и направления подводных течений, подсчитывают,

Для биологов море — это огромный аквариум, где каждый «этаж» имеет своих постоянных обитателей. На схеме внизу показано соотношение верхнего слоя воды и нижнего, отравленного сероводородом.

сколько волн набежало на берег, и показания их непрерывно поступают сюда, в щитовую комнату, где исследователи переводят сигналы моря на точный язык математических формул и графиков.

Я слушаю рассказ ученого, и постепенно передо мной развертывается сложная картина взаимодействия суши и моря, гидросферы и атмосферы.

Давно было известно, что моря служат как бы центральным отоплением нашей планеты. Они накапливают летом тепло, чтобы зимой отдать его материкам.

Ученые составили тепловой баланс моря. Приборы помогли точно подсчитать, сколько тепла приносят морю солнечные лучи, как это тепло расходуется зимой на отопление материка. Оказалось, например, что Черное море получает от солнца за год на каждый квадратный сантиметр поверхности 82 тысячи калорий тепла, а полярное море — лишь 33 700. Когда же зимой море отдает тепло суше, то через каждый сантиметр береговой линии ветер приносит в год около 4 миллиардов калорий. Чтобы получить столько тепла, нужно сжечь 600 тонн угля!

Везде, даже в Арктике, море зимой обогревает сушу. А летом, наоборот, суша нагревается быстрее и сильнее, частично отдавая свое тепло морю. В зависимости от времени года в этой грандиозной «системе тепловых машин», как назвал ее академик Шулейкин, море и суша становятся попеременно то «нагревателями», то «холодильниками». Постоянно служат холодильниками лишь Гренландия и Антарктида: они и зимой и летом холоднее окружающего моря.

Эти тепловые машины очень мощны. Зимой над материками накапливаются огромные массы воздуха, принесенного с моря. В январе, например, по подсчетам В. В. Шу-лейкина, над Европой и Азией воздуха бывает на 5 ООО ООО ООО ООО тонн больше, чем над океаном! Это заставляет даже «покачиваться» земной шар, смещая его ось.

- - Тепловое противоречие между морем и сушей рождает ветры, — закончил свой рассказ Рафаил Николаевич. — А они, в свою очередь, влияют на море. Давайте пройдем на берег и полюбуемся работой ветра. Приборы говорят, что волнение усиливается...

ШТОРМОВАЯ ВОЛНА В БАССЕЙНЕ

Не случайно для наблюдений за волнами было выбрано именно это место: пологий мыс, выступающий

с '. , -.....' " .

18