Вокруг света 1963-03, страница 44Йерриторию крупнейшего государства Восточной Африки, известного ныне миру под названием Республика Танганьика, почти посередине пересекает железная дорога. Она соединяет столицу республики Дар-эс-Салам — город на побережье Индийского океана с портом Кигома, расположенным на берегу озера Танганьика. Выйдя из Кигомы, поезд сразу же окунается в тень пальмовых лесов. Их сменяет широкая болотистая низменность. Кругом — рисовые поля. Потом дорога огромными уступами пойдет вверх. Равнина, подъем, опять равнина, опять подъем... Такое впечатление, будто поезд взбирается с одной террасы на другую. Справа и слева по склонам гор быстро мчатся вниз бесчисленные мелкие реки и ручьи. Поезд останавливается на небольшой станции Увин-за. Из вагона видна только маленькая деревушка — несколько Десятков круглых хижин из ,глины и хвороста с конусообразной тростниковой кровлей. Удивительно, что на этой крошечной станции с поезда сходит очень много африканцев. Оказывается, совсем недалеко от деревушки, к югу, находятся соляные разработки. Несколько часов поезд опять идет среди густого леса. Растущие здесь деревья сродни акации. Это леса миом-бо. С веток многих деревьев свисают какие-то странные деревянные трубы. Это ульи, разрешенные местными жителями. Лес миомбо неожиданно кончается, уступая место равнине, по которой тут и там темными пятнами рассыпаны небольшие мангровые рощи. Проезжаем мимо пастбищ и полей, засаженных кукурузой и сорго. Чувствуется близость города. Он возникает за невысокими холмами — это Табора. Построили Табору почти полтораста лет назад арабские торговцы, и в течение полувека была она центром всей восточноафриканской торговли рабами и слоновой костью. Через нее шли с побережья все караваны, направлявшиеся к озеру Танганьика и в Конго, где находились неиссякаемые источники обоих самых ходких «товаров» того времени. Как теперь железная дорога Дар-эс-Салам — Кигома, в те времена караванный путь, ведший от прибрежного города Багамойо через Табору в Уджиджи, был «главной магистралью» Восточной Африки. По этому пути ежегодно проходили десятки тысяч людей. * * * Итак, Табору построили арабы. А между тем, когда заходит речь о прошлом, жители Таборы и ее окрестностей называют неарабские имена. А чаще всего они произносят имя Мирамбо. Впрочем, о Мирамбо помнят не только в Таборе. Если, въехав в лес миомбо, вы спросите африканца— кондуктора поезда, что это за лес, он ответит вам примерно так: — Здесь растут деревья, которые называются миомбо. Но народ зовет их еще «лесом Мирамбо», потому что старые деревья эти помнят о нашем великом вожде. Некоторые из них могли бы даже похвастаться тем, что укрывали его от лучей солнца... На какой-нибудь маленькой станции посреди лесной поляны вам дали бы такую справку: —- Станция эта построена на том самом месте, где когда-то вырубили лес отряды Мирамбо. Он устраивал тут на несколько дней свой лагерь... Кто же он был, Мирамбо? В книгах буржуазных исследователей можно найти о нем самые различные мнения. Более того, одни и ЭНДРЕ ШИК те же авторы высказывались о Мирамбо всякий рез по-разному. Например, Стэнли 1 в отчете о своем первом путешествии называет Мирамбо «ужасным бандитом», главарем «бандитских шаек» и рассказывает о военных походах против Мирамбо, предпринятых им, Стэнли, вместе с арабами-работорговцами. Кстати сказать, этот «крестовый поход» закончился тем, что Стэнли и его союзники постыдно бежали! Но вот прошло всего четыре года, и Стэнли отправился в свое второе африканское путешествие и снова очутился в тех же краях. На сей раз он не только вынужден был признать ошибочность своей прежней характеристики, данной им Мирамбо, но — не удивляйтесь! — вступил даже с ним в... «кровное братство». У некоторых африканских племен существует обычай: люди, которые хотят стать близкими друзьями, вступают в «кровное братство». Обряд этот совершается так: будущие «братья» делают у себя на руке или ноге небольшой порез и выдавливают немного крови. Затем каждый из ких выпивает кровь другого. В это время третье лицо читает над ними заклинание. Вот какое заклинание, по свидетельству самого Стэнли, произнесли над ним и Мирамбо: «Если один из вас нарушит установленное теперь между вами братство — пусть проглотит Известный ученый-африканист профессор Энд-ре Шик уже несколько десятилетий изучает историю африканских народов и их борьбы против чужеземных угнетателей. Он автор большой трехтомной монографии «История Черной Африки». В прошлом году в Будапеште вышла еще одна книга венгерского ученого — «В тени Великого Мирамбо». В книге десять очерков из истории Африки, рассказывающих о героической борьбе африканских племен и народов за свою свободу. Один из очерков публикуется в этом номере журнала. его лев, пусть отравит его змея, пусть пища его станет горькой, пусть друзья покинут его, пусть оружие взорвется у него в руках и ранит его, пусть случится с ним все плохое, вплоть до смерти!» На этот раз Сгэнли записал о Мирамбо в своем дневнике такие строки: «Этот день памятен для меня тем, что я посетил знаменитого Мирамбо. Он оказался полной противоположностью всех моих представлений о «страшном вожде» и человеке, которого я назвал когда-то «ужасающим бандитом». Его личность совершенно пленила меня. По внешности он был настоящим африканским джентльменом... Ему около 35 лет. Красивый человек с правильными чертами лица, мягким голосом и спокойной речью, очень щедрый и великодушный — человек, манеры которого можно было бы назвать «кроткими»...» Мирамбо происходил из народа ваньямвези — одного из самых крупных и сильных народов восточных банту. Он был сыном мелкого деревенского вождя. В детские и юношеские годы Мирамбо был свидетелем и участником тех крупных потрясений, которые 1 Об экспедиции Стэнли см. статью «Колонизаторы идут но •Африке». «Вокруг света» № 3, 1961. 44 |