Вокруг света 1963-04, страница 11

Вокруг света 1963-04, страница 11

А теперь в путь. Допустим, сначала наш маршрут пройдет по меридиану. Вот оставлены позади первые километры — пять, десять, двадцать, шестьдесят, и — остановитесь на минутку! Взгляните на приборы. Они говорят, что вы уже успели перекочевать по широте на целый градус! Вспомним: на Земле для этого пришлось бы одолеть расстояние, почти в два раза большее, — 110 километров. Объясняется это тем, что поперечник Марса почти вдвое меньше земного.

Воспользуемся этой маленькой остановкой. Оглядимся вокруг. Какой непривычно близкий горизонт! Удивительно тесным кольцом замыкает он пространство. На Земле можно «бросить взгляд», пожалуй, раза в полтора дальше. Поверхность космической соседки искривлена сильнее, чем у Земли, а поэтому быстрее «убегает» за горизонт.

Может быть, поискать холм повыше или забраться на гору, чтобы «отодвинуть» горизонт?

Земные наблюдатели давно выяснили: нет на Марсе высоких гор. Будь они высотою хотя бы в 400—500 метров, с более или менее крутыми склонами, земляне давно уже заметили бы в те

лескопы отбрасываемые ими тени. Только в южном полушарии замечено что-то вроде горного плато высотой около одного километра.

Итак, путь космонавтов пролегает по сплошной равнине, ведь Марс — это

ПЛАНЕТА, ГЛАДКАЯ КАК МЯЧ

Километры за километрами остаются позади. По-прежнему до самого горизонта нескончаемая буро-красная пустыня. Не на чем остановиться и отдохнуть глазу. Не порадует путников своей свежестью ни одна река, ни одно озеро. Безводная планета.

Неужели Марс совсем лишен воды? Астрономам до сих пор не удалось обнаружить в атмосфере планеты водяные пары. Но значит ли это, что их нет вообще? А что, если водяные пары, возникающие, например, когда испаряются лед и снег на полярных шапках, вымерзают в холодной атмосфере Марса? Ведь постоянная среднегодовая температура атмосферы планеты всегда отрицательна!

Есть и еще более смелое предположение.

Если на Марсе существовали когда-то водоемы, предположил советский ученый А. И. Лебединский, то они должны были бы замерзнуть, превратиться в огромные глыбы льда, засыпанные сверху мелкой красноватой пылью. Значит, на некоторой глубине, под слоем буро-красных порошков железистых окислов, на Марсе, может быть, находятся большие кладовые льда. Днем в самые теплые часы грунт успевает оттаять на небольшую глубину, ниже которой расположен слой марсианской вечной мерзлоты.

Не потому ли так равнинна марсианская поверхность, что все ее впадины заполнены замерзшею водою? И если так, то какова толщина ледового слоя? Не промерзла же соседняя планета насквозь! Конечно, нет. Молодой московский астроном В. Д. Давыдов подсчитал: вблизи марсианского экватора, где средняя годовая температура 10—20 градусов ниже нуля, уже на глубине в полкилометра температура должна быть положительной. Значит, под полукилометровым слоем льда на Марсе должна быть и жидкая вода!

(Окончание на стр. 15)

Сибирь шагает в будущее

Край огромный. необъятный — Сибирь. Чтобы обойти его, нужны годы, чтобы пролететь из конца в конец — многие часы на быстрокрылом «ТУ», чтобы пересечь на поезде — только-только хватит недели. Пять раз переводят стрелки часов пассажи оы на Транссибирской железной дороге, самом длинном стальном пути в мире. А недавно Великая сибирская магистраль стала и самой длинной электрифицированной дорогой земного шара. Электровозы ведут теперь составы до самого Байкала...