Вокруг света 1963-04, страница 28

Вокруг света 1963-04, страница 28

* *# * л

есок и жара здесь как брат с сестрой. Да еще в гости к ним нередко залетала буря. Порою она задерживалась надолго, раздувала и передвигала дюны и вновь нагромождала их. Водились здесь непривередливые верблюды, питавшиеся листьями сухих кустарников, куропатки да волки.

Однажды в поисках новых пастбищ пришли сюда люди. На песке под солнцепеком поставили они войлочные юрты. Бури и пустыня их не отпугнули.

В песке возле юрт играли дети. Им не нужен был деревянный ящик, и песок не нужно было привозить издалека. Где бы люди ни стояли — они стояли на песке, где бы ни сидели — они сидели на песке, где бы ни умирали — их хоронили в песке. Мелкий как мука песок воспалял глаза, проникал в пищу и не давал людям покоя ни днем ни ночью. Он пробирался даже в их сны и песни.

Иногда песок покрывался вдруг черными жирными пятньми. Никто не знал, откуда они берутся. Ведь только что песок был белым, как вся бескрайняя пустыня Гоби вокруг.

Человек, рассказавший мне эту историю, сидит рядом со мной. В детстве он сам строил крепости из черного жирного песка. Сейчас он директор нефтеком-бината в Дзун-Бачне. Промысел и город возникли в 50 километрах к югу от Сайн-Шанда.

Добротные и удобные дома высятся там, где совсем

ГЛУБОКИЕ КОРНИ

Из книги «В стране стрелков из лука»

КУРТ ДАВИД немецкий писатель [ГДР|

недавно была пустыня. В домах водопровод. В вашем распоряжении изразцовая ванна, вы можете npi4-нять душ.

В городе есть большая, хорошо оборудованная больница, спортивная площадка, детские сады, магазины, кино, даже... плавательный бассейн, один из первых в Монголии. Его построили здесь, в безвод ной пустыне Гоби, монгольские нефтяники, которы* помогали советские друзья. Бассейн получился на ела ву: большой, красивый, с вышками для прыжков с трамплинами. Сотни маленьких трубок извергаю фонтаны свежей воды. Дежурный в широкополой со ломенной шляпе время от времени совершает вплав» очередной обход своих «владений». Тогда издали его можно принять за плавающий в воде подсолнух.

В полуденные часы воздух не шелохнется, дышать почти невозможно. Песок пышет жаром: 45 градусо! в тени! Но найти в полдень эту самую тень не так-то просто. Улицы безлюдны, окна закрыты и завешены синими полотнищами. Город кажется спящим — закрьз даже бассейн. Когда остаешься один на один с это немилосердной жарой, есть время подумать о том^ с каким трудом строились город и промысел.

Под вечер, когда спадает жара, работа, начатая рано утром и прерванная в полдень, продолжается. Директор провожает нас на нефтекомбинат. Здесь работает тысяча человек — пятая часть всего городскогс населения. Предприятие расположено за пределам> города. Большие белые резервуары на высоких стальных ногах сверкают на солнце. За ними устремляете» в безоблачное небо лес вышек. Нефть залегает н<? глубине от 800 до 1 200 метров. По подземным тру бам течет она на завод.

Раскрытая траншея — здесь идет ремонт. Главны* трубопровод окружен множеством маленьких трубок

— Это система для подогрева нефти зимой, — пояс няет директор. — Сегодня сорок пять градусов плюс зимой сорок пять минус! — Он посмеивается, как бь* подшучивая над каверзами природы.

Смуглые, измазанные нефтью руки накладывают н« тонкие трубки новую белую повязку — изоляцию. Загорелое юношеское лицо глядит на меня. Я спрашиваю юношу, сколько ему лет.

— Семнадцать!

И сколько он зарабатывает?

— Четыреста пятьдесят тугриков.

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал жрас
  2. Здесь наши глубокие корни

Близкие к этой страницы