Вокруг света 1963-08, страница 41IV — Страх, — повторяет Дагай, — перед шаманскими душами. Стариков страх преследует. Молодые той дороги не знают. Было время — умирал человек, и его родичи, не понимая, что произошло, долго ждали пробуждения. Смерть считали сном, но только слишком затянувшимся, и орда бросала мертвеца, ей нужно идти дальше. Никто не плакал, никто не боялся «уснувшего». Древние не осознавали еще тяжести утраты. «Уснувший» продолжал жить, но где-то в другом месте, и заботливые руки оставляли около него еду на первый случай, оружие и орудия труда, чтобы он смог добыть себе пищу. Люди не боялись мертвых. Призрак смерти, страх перед мертвецами появился тогда, когда древние люди стали объяснять непонятные события злыми и добрыми поступками мертвых. По их представлениям, «уснувший» — мертвый человек — чаще всего приносил зло. И появляется культ умерших предков. Живые приносят им жертвы, спешат умилостивить их, просят защиты, но не надеются на то, что мертвец останется доволен своей участью. Они роют глубокие могилы, заваливают их после погребения кахмнями, сколачивают гробы из толстых досок, кладут каменные плиты, мертвеца связывают по рукам и ногам — теперь он никогда не выйдет к живым! Живые понимают разницу между жизнью и смертью и начинают бояться смерти. Сны иет-нет да и «воскрешают» умерших. Но как мог (из такой глубокой ямы!) явиться умерший? Древние не могут объяснить этого. В жизнь человека вторгаются духи и души, вползает суеверие. Жутко на шаманском кладбище в тайге. Чем могущественнее был шаман, тем больше деревянных гагар и орлов над могилой, а кругом тайга с голосами кричащих и плачущих ночных птиц, с сердитым в ночи урчанием ручьев и рек на перекатах, с тяжелым дыханием леса под порывами ветра. ...Мы ждем продолжения, а Дагай вопросительно смотрит на нас. В обычае кетов — не говорить больше того, что тебя спрашивают. Я задаю вопрос: — Кто разрешил делать кладбище на месте жилья? Ведь такое не в обычаях вашего народа — Сенебат не только большой шаман был, умный, вредный враг был. Раньше других понял — конец его власти пришел. Смертью своей мстить захотел. Наш обычай — ша манов хоронить там, где Сосновый лоб. Прежде, очень давно, там всегда хоронили, но не на самом стойбище, а за ручьем. Сенебат на земле стойбища велел себя хоронить. Дагай внимательно посмотрел на нас, задумался и продолжал: — хЭДного лет после гибели шамана прошло. Никто из наших людей Рисунки П, КИРПИЧЕВА той дорогой через Сосновый лоб не ходил: никто из нас сети в озеро, где рыбя косяками плавала, не кидал; на соснах каждый год шишки появлялись, лишь проходная белка там зимовала. Много лет там на снегу только легкие следы белки да боровой птицы были — никто не прокладывал 35 |