Вокруг света 1963-09, страница 39

Вокруг света 1963-09, страница 39

внимание:

Год спокойного Солнца... Не

правда ли, это звучит как-то по-восточному? Напоминает не то «Страну утренней свежести», не ю «Страну восходящего солнца», как в древности называли Корею и Японию. А между тем Международный год спокойного Солнца (MFCС) вовсе не образное поэтическое словосочетание, а строгий термин. Это название нового научного международного мероприятия, свидетелями которого мы скоро станем.

Каждые сутки на нашей планете происходит не такое уж заурядное астрономическое явление. Ночная тень постепенно (а в тропиках — довольно быстро) отступает, небо светлеет, и из-за горизонта появляется гигантский светящийся газовый шар. Свет его заливает все кругом, и начинается новый день.

«Постойте, какое же это «астрономическое явление»? Это просто рассвет, а «газовый шар» — это Солнце!»

Да, конечно. Но только потому, что это чудо ежедневное, что такое событие случается каждые 24 часа, мы так к нему привыкли.

В далекие времена детства человеческого рода, когда люди еще не умели по-научному объяснять явления природы, они поклонялись этим явлениям. И в честь самого величественного из них — Гелиоса, Яр^ла, Молоха или Ра (так каждый народ по-своему называл Солнце) — строили храмы, ваяли статуи, высекали изображения. Жрецы творили молитвы великому богу жизни. Теперь не религия, а наука занялась явлениями на небе. И новые научные «храмы» — астрономические обсерватории, разбросанные по всему свету, несут «Службу Солнца».

Первыми встречают день Австралия и Японские острова. Астрономы Токийской обсерватории ежесуточно первыми берут светило под контроль. Земля поворачивается, подставляя живительным лучам все более западные свои края, и светило попадает в сферу действия советской Дальневосточ

ной станции Службы Солнца, расположенной на берегах Уссури. Проходит час-другой, и к наблюдению приступают астрономы в Иркутске, Алма-Ате, Ташкенте. Утро шагает через Каспий, и на Солнце нацеливают свои приборы азербайджанские ученые в Пирку-ли, близ Баку, и грузинские астрономы в Абастумани. Вслед за Горной астрономической станцией под (а вернее сказать — над) Кисловодском, в работу включаются Крым и Красная Пахра, Москва и Пулково, Киев и Львов.

Далее эстафету принимают астрономы в Потсдаме и Пльзене, в Любляне и Вроцлаве, в Пик-дю-Миди (по-французски это значит «Пик Полудня») и в Гринвиче. А там, за Атлантикой, Солнце

нием сказать: мы живем «по милости» Солнца. Оно единственный источник света и тепла в нашей планетной системе, и никакая жизнь без него не была бы возможной. Наконец, слишком многие физические явления находятся в прямой или косвенной связи с Солнцем. И чем дольше ученые следят за светилом, тем больше таких связей они замечают.

Больше трех веков назад Гали-лео Галилей впервые направил телескоп в небо. Он заметил, что пятна на Солнце (а об их существовании было известно и раньше) как бы движутся от одного края светила к другому. Поэтому Галилей заключил, что Солнце вращается вокруг своей оси. С начала XVII века ученые начали

солнце

встречают телескопы Смитсониан-ской обсерватории в Вашингтоне, обсерватории Тонанцинтла в Мексике (не здесь ли ацтеки приносили жертвы светилу?), Боулдерской в Колорадо, Оттавской в Канаде, Сакраменто Пик в Калифорнии. Одновременно в южном полушарии Солнце «передают» друг другу астрономы Аргентины и Перу, пока оно не погрузится в волны Тихого океана, чтобы снова встать над Дальним Востоком.

А зачем, спрашивается, ученые так старательно «конвоируют» наше светило?

Солнце — ближайшая к нам звезда, «обычная», «нормальная» звезда, по-видимому, мало чем отличающаяся от многих других. Значит, если хочешь познать законы звездного мира, проникнуть в тайны вселенной, исследуй сперва ближайшую из звезд — Солнце.

Но дело не только и не столько в этом. Дело еще и в том влиянии, которое оказывает Солнце на наши земные дела. Наше существование настолько связано со светилом, что не будет преувеличе

появлении и на Солнце.

собирать сведения о исчезновении пятен Сведения накапливались и накап ливались — в последние два столетия наблюдения над солнечными пятнами ведутся постоянно, и вот произошел тот скачок, который мы называем открытием.

В своем обширном труде «Космос» немецкий ученый Александр Гумбольдт рассказал о наблюдениях астронома-любителя, провинциального аптекаря Швабе, которые тот со скрупулезностью, свойственной его профессии, вел ежедневно в продолжение более сорока лет. Швабе оставил тетрадь, где были зарисованы все виденные им пятна на Солнце за первую половину XIX века.

При сопоставлении этих рисунков стало Очевидно, что Солнце ведет себя по-разному. Год-полто-ра царит относительное спокойствие, и пятен на «лице» светила немного. Потом, как веснушки к весне, они «высыпают», и от года к году их становится все больше. Такое нарастание длится четыре года, а затем постепенно

спокойно/

«Вокруг света» № 9

33