Вокруг света 1963-09, страница 45

Вокруг света 1963-09, страница 45

С давних пор известны случаи, когда за великими географическими открытиями следовали жесточайшие эпидемии, которые неожиданно разражались или во вновь открытых областях, или на родине первооткрывателей после их возвращения. Понять причины этих эпидемий несложно. Организм человека, постоянно встречаясь с различными болезнетворными бактериями, его окружающими, вырабатывает мощные защитные средства против них. Если же мы встретимся с таким микроорганизмом, который нам «незнаком», с которым мы не умеем бороться, то вероятность заболевания возрастает.

А микроорганизмы других планет наверняка окажутся «незнакомыми» и потому вдвойне опасными для человека. Вот почему, даже если на какой-нибудь планете солнечной системы или за ее пределами встретятся вполне земные условия., то первым космонавтам, которые туда прибудут, придется побороть искушение выйти из корабля и полежать на травке после долгого и трудного перелета. Всякому прямому контакту с внеземной жизнью будет предшествовать ее тщательное исследование. Возможные методы такого исследования разрабатывают советские космобиологи.

У проблемы контакта с жизнью других планет есть и вторая сторона — ведь и земным микроорганизмам могут прийтись по вкусу инопланетные условия.

В одном фантастическом рассказе описывается, как на Луну, которая, как оказывается в рассказе, состоит из пористого вещества, богатого некими органическими соединениями, по недосмотру кос-молетчиков попадает с Земли... бутерброд с зеленым сыром. Живущие в сыре микроорганизмы приживаются на Луне и начинают бурно развиваться. В результате вся Луна превращается в огромный кусок благоухающего зеленого сыра...

Это, конечно, шутка. Но предотвращение биологического загрязнения космоса — серьезная научная проблема. Земные микроорганизмы могут оказаться очень опасными для неземной жизни. Кроме того, они могут до неузнаваемости исказить картину жизни в космическом пространстве.

Советские космобиологи работают и над этим вопросом. На состоявшейся в прошлом году сессии отделения биологических наук Академии наук СССР по космической биологии специальный док

лад академика А. А. Имшенецкого и научных сотрудников С. С. Абызова и Н. И. Жуковой был посвящен методам абсолютной стерилизации космических кораблей.

У наших ученых в этом деле есть уже и практический опыт. В сентябре 1959 года советская космическая ракета доставила на Луну вымпел с изображением герба Советского Союза. Посылая эту ракету, ученые приняли все необходимые меры, чтобы предотвратить заражение лунной поверхности земными микроорганизмами.

* * *

Все, о чем до сих пор говорилось, — лишь немногие из тех вопросов, которые ставит перед наукой проникновение человека в космос. Теперь ученые по-новому взглянули и на многие «старые» научные проблемы.

Если раньше одной из узловых проблем биологии была проблема происхождения жизни на Земле, то теперь эта проблема расширилась, и наука получила возможность говорить уже о происхождении жизни вообще, в самых различных условиях, и лишь в том числе в условиях нашей планеты. Если раньше биохимики занимались исследованием химии земной жизни, то теперь обсуждается вопрос и о возможности жизни, принципиально иной, чем наша: например, жизни небелковой, жизни, использующей в качестве растворителя не воду, а, скажем, жидкий аммиак или другие вещества.

Недавно английский ученый Н. Пири высказал гипотезу, что и у нас на Земле первоначально возникли не органические (углеродные) системы, а кремниевые. Они, по предположению Пири, были вытеснены органической жизнью, имеющей гораздо большую энергетическую эффективность. Остатки кремниевых систем, по его мнению, сохранились в виде широко распространенных на Земле алюмо-силикатных коллоидов, то есть обыкновенных глин.

Придет день, когда ученые смогут не только теоретически определять возможность существования жизни за пределами Земли, но приступят к ее непосредственному исследованию.

Исполнится заветная мечта многих поколений ученых — под окуляром микроскопа окажутся растения или бактерии, которые родились и развивались на иной планете.

ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ

Этот тоннель двенадцатиметровой высоты сделан из снега и льда.

На севере Новой Земли течет ручей Снежный. Недалеко от Баренцева моря долина его сужается до 70—80 метров, образуя ущелье с отвесными склонами. Каждую зиму ветер наметал сюда столько снега, что за лето он не успевал стаивать. Со временем утрамбованный ветром снег превратился в лед. Так родился этот удивительный фирнизированный снежник-ледник, который глациологи называют навеянным. А ручей своим «дыханием» образовал в нем своды.

Зимой снег закупоривает вход в ледяной тоннель Летом он открывается, и тепло талых вод «реставрирует» округлые голубоватые стены. В ясные, погожие дни по ним мечутся яркие блики-зайчики. Тогда ледник особенно похож на освещенную штольню метрополитена. Глациологи, исследовавшие Новую Землю во время Международного геофизического года, так и назвали его — Метро. Е. ЗИНГЕР, научный сотрудник Института географии АН СССР, Москва

«МЕТРО» НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ