Вокруг света 1964-03, страница 22

Вокруг света 1964-03, страница 22

Шэчти половина глянцевитых страниц в западных иллюстрированных журналах заполнена снимками великолепных машин, мчащихся по пустынным автострадам в голубые дали или стоящих под сенью дерев рядом с неотразимыми джентльменами и элегантными дамами с глазами, как сказано у Ильфа и Петрова, «изнывающими от любви к населению»; даже кошка, чинно сидящая на багажнике автомобиля, и та вот-вот вознесется на небо от благонравия. Ну, чем не Эдем?

В одном лишь не схожи мнения еженедельников и ежемесячников: одни заверяют, что для полного блаженства необходим «крайслер», другие не согласны — нет, стопроцентное счастье возможно лишь с «кадиллаком»...

Но время от времени в тех же журналах появляются и другие фотографии: искореженные, изжеванные машины и две-три строчки текста с фамилиями: «Погиб известный писатель... миллионер... знаменитый киноактер...» Читатель не удивляется — обыденная катастрофа обычного дня, происшествие, всего лишь происшествие.

А вот цифры: в 1963 году во Франции погибло в дорожных катастрофах 11 тысяч человек и 229 тысяч ранено. Еще цифры: 23 убитых, 855 искалеченных — это в крохотной Бельгии за одну неделю в ноябре прошлого года.

Гибнут поодиночке и целыми семьями, возвращаясь в город с «уик-энда», гибнут владельцы собственных машин и шоферы-рабочие, гибнут нарушители правил и

невиновные — автомобилькач катастрофа почти всегда смерть «коллективная». И с каждые годом цифры набирают нули: 10G00— 100 000—1 000 000. Миллион жертв автомобильных катастроф за год в Европе! Полтора миллиона — в Соединенных Штатах! В средние века, когда эпидемии косили людей, по дорогам валялись трупы умерших от чумы. Сегодняшняя чума — скорость уносит в десятки раз больше людей, чем примитивная, лишенная технических средств бацилла.

Глядишь на нарядные машины, готовые, как утверждается в проспекте, за соответствующую мзду помчать прямехонько в счастье, и эта бессмысленная гибель кажется невероятной.

В чем же дело? Чем объяснить головокружительные цифры роста аварий? В чем причина того, что машина из помощника человека становится его врагом, из орудия прогресса превращается t> инструмент гибели?

— Ничего не поделаешь, — скромно потупляет взор автор рекламных панегириков автомобильным фирмам, — мы жертвы собственного благополучия. Чем больше машин, тем больше аварий.

Так ли это?

Нет, пропорция здесь не так проста.

ОПЬЯНЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ И ОПЬЯНЕНИЕ СКОРОСТЬЮ

Когда-то на заре автомобильной эры получить шоферские права было почти так же сложно, как в на

ши дни пройти конкурс в космонавты. Это требовало долгой подготовки, серьезных испытаний и даже — сейчас это, конечно, выглядит забавным — специальной формы. А ведь с тех пор управление автомобилем отнюдь не стало проще. Наоборот, стремительное увеличение скорости, необходимость маневрировать в узком коридоре заставленных машинами улиц требуют особенной быстроты реакции, предельной ясности сознания. Это значит — за рулем нельзя находиться неуравновешенному, нетрезвому, рассеянному и им подобным.

Это значит — нужно ограничить продажу машин. Установить строгие правила движения. Да, но в таком случае автомобильные концерны понесут убытки. И в результате никаких ограничений, ездить может кто хочет, в каком угодно состоянии. Более того, на бензозаправочных станциях «Эссо» сейчас продают спиртное — пока машину заправляют бензином, владелец ее может «заправиться» коньяком. Никому пока не приходило в голову доверить подвыпившему человеку самолет или корабль. А ведь земля зыбка, как воздух, под колесами пьяной машины.

Обучение езде на автомобиле производится на скорую руку, и получить водительские права бывает легче, чем достать билет в кино. Летом прошлого года итальянские газеты на все лады комментировали «аферу Мерлетто», получившую свое имя от инспектора полиции, торговавшего водительскими удостоверениями. Дело было поставле-

18