Вокруг света 1964-03, страница 23

Вокруг света 1964-03, страница 23

ну, может, чуточку злее. Из картины в картину мчался он, загоняя машины, на скорости 180 километров в час.

В «зрительном зале» тоже стоят машины: американцы любят смотреть кино на свежем воздухе, не вылезая из кабин. Сбоку от автострады, на холме, натянуто огромное полотно; выстрелы хлопают по равнине на километры вокруг, сзывая тех, кто еще не получил своей ежевечерней порции «искусства». Кто-то отъезжает, не досмотрев, кто-то, свернув с шоссе, занимает его место. Пучат на экран погасшие бельма огромные «линкольны» и «понтиаки».

Картина кончилась: Дин ушел о7 преследователей, чтобы в следующий раз, в следующей картине опять привычно сжимать руль на головокружительных виражах и смотреть сквозь зал немигающими холодными глазами.

Фильм окончен. Автомобильное стадо вперевалку вытягивается на бетон. В небольшом «плимуте» четверо: за рулем Том Бретфильд, 19 лет, рядом — Мэри Сандерс, 18 лет, его подружка; Люк Джексон, 21 год, и Эллен Риккорт^ 18 лет, — сзади. Все четверо молчат— о чем говорить? Машина, часто моргая фарами, протискивается вперед. На руле — тяжелые шоферские перчатки Тома, в угол рта вклеена сигарета — «настоящий мужчина», как Дин в фильме... Нога топит педаль — быстрее, быстрее уйти от сыто рокочущего стада и слышать лишь радостные крики

но на широкую ногу. К Мерлетто приезжали даже иностранцы, у которых отобрали права на родине, чтобы купить «Международный шоферский паспорт». Об этом знали все, да комиссар и не старался особенно камуфлироваться. Знали, но молчали: слишком влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы раскупалось больше автомобилей. И если бы не вмешательство депутата-коммуниста, все осталось бы по-старому. Эка беда: кто-то разобьет машину—купит другую!

Если останется цел.

«Машинный век и его жертвы» — так цветисто называлась статья во французском журнале «Констелля-сьон»; там перечислялись выдающиеся личности эпохи, нашедшие смерть в автомобильных катастро-

МАРК БЕЛЕНЬКИЙ

фах. Конечно, это удобно — фарисейски посетовать на «нынешнее время». Но не «век двух А» — атома и автомобиля, — как его любят называть, повинен в смерти тысяч людей, а тот стиль жизни, который на все лады восхваляется буржуазной пропагандой.

Статистика показывает, что большинство погибших за рулем — молодежь от 15 до 25 лет. И это не случайно. С детства многим внушается, что вождение—а не знание машины — первый признак «настоящего мужчины», его образ старательно взлелеян киноэкраном, телевизором, массовым чти-зом.

...Прямой в челюсть полицейскому, рывком выхвачена дверца — и машина метнулась прочь. Вдогон ей снялась с места стая полицейских мотоциклов.

Он — тяжелый подбородок типич-t ного американца, шишкастые кулаки «настоящего мужчины» с продетой сквозь них баранкой руля, сверлящий взор человека, готового на все. Крупно — спидометр: 120, 140, 160. В зеркальце над стеклом прочно устраиваются огоньки фар полицейских машин. Поворот, другой, третий. Выстрелы: звездами зажигаются дырки на ветровом стекле. Он уйдет, непременно уйдет, должен уйти. Снова крупно — спидометр, стрелка притулилась к самому краю, дальше некуда. * Джеймс Дин на экране уходит от погони. Джеймс Дин, неулыбчивый парень в морщинистой куртке из кожи, так похожий на всех парней,

19