Вокруг света 1964-03, страница 69РУССКОМ! ЗЕМЛИ ГОРОДА Г оворят, что тяга к путешествиям, неведомым открытиям, поискам чудесного начинает проявляться чаше зсего в переходном возрасте. Мальчишек именно этого возраста снижают с поездов дальнего следования, задерживают на вокзалах отдаленных населенных пунктов, останавливают на шоссе. Мальчишки возвращаются домой, взрослеют, но жажда повидать удивительное и чудесное оказывается непреходящей. А между тем удизительные края, такие, где на каждом шагу чудеса, — совсем рядом. В сотне километров от Москвы среди бесконечных лесов стоит город, которому заезжие, повидавшие свет купцы дали когда-то название русской Венеции. Старинный русский городок, история которого восходит к началу XII века, конечно, мало чем напоминает прославленный итальянский город. Общее у них то, что Переславль-За-лесский также стоит на воде. Река Трубеж, пересекающая город по диагонали, стала как бы одной из самых оживленных улиц По Трубежу на узких остроносых лодках рыбаки едут на базар, в гости, на прогулку. Рыбацкие слободы подступают к самому берегу, и возле каждого дома на воде, в крутых загонах, словно автомашины в гаражах, хранятся лодки. Трубеж впадает в ослепительное синее Плещеево озеро, в котором когда-то поил коня молодой Александр Невский, а несколько веков позже такой же юный царь Петр I водил здесь фрегаты своего потешного флота. Над северным берегом озера возвышается Александрова гора, на которой, по преданию, стоял некогда терем Александра Невского, и отсюда город виден особенно живописным и красочным. В самом центре его замечаешь небольшую, строгую, поразительную в этой своей строгой, летящей красоте церковь, заложенную в 1152 году возвратившимся из дальнего похода Юрием Долгоруким. Я видела, как на перекрестке возле церкви остановился вдруг чрезвычайно занятый, нагруженный объемистым портфелем и какими-то свертками человек и, запрокинув голову, минут пять ошеломленно разглядывал легкие белые полукружья абсид. Как два солдата, спешившие в воскресный день в городской парк, присели на скамейку возле памятника Юрию Долгорукому и молча смотрели на церковь. Потому что в ней, сложенной руками народных зодчих, было то, что останавливает людей возле картин Рембрандта и Веласкеса, то, что нужно каждому не менее, чем хлеб насущный. А за синим Переславским озерам начинаются дороги в земли ростов ские, угличские, новгородские, хранящие неповторимые шедевры русских народных мастеров и умельцев. Великолепный ростовский ансамбль XVII века с уникальной росписью церквей, со звонницей, похожей на диковинную белую птицу, парящую над озером Неро. Угличский двухэтажный дворец Андрея Большого, фрески Снетогорского монастыря в Пскове, новгородский Софийский собор... И за каждым камнем, за каждым поворотом дороги неисчезаю-щий, живой след истории. Это как книга, интересная, волнующая, читать которую можно без конца Н идут и едут по старинным вековым русским трактам те, кто эту книгу жаждет прочесть... Но в том-то и дело, что идут и едут немногие. Не толпятся любознательные туристы ни в великолепных дворах ростовского кремля, ни на площадях древнего Пскова, ни на своеобразных улицах Переславля. Почему? Ведь те редкие путешественники, которые побывали в этих краях, не устают рассказывать в кругу друзей о том, что довелось им видеть. И снова на следующее же лето, завербовав двух-трех новых попутчиков, едут тем же маршрутом. Ночуют на пороге переполненного Дома колхозника в Ростове, толпятся в старом, тряском автобусе на пути в Углич, останавливают попутные машины, чтобы добраться до Пскова, отмеривают километры в поисках ближайшей столовой. Это энтузиасты. Но могут ли произведения искусства, исторические памятники быть доступными лишь людям отчаянным и выносливым? Почему бы не пустить по этим трассам специальные туристские автобусы? Не построить пансионаты? Не расширить гостиницы? Не выпустить фильмы-путеводители? Ведь совершенно ясно, что любые расходы здесь немедленно окупятся. И главное — пропаганда богатств национальной культуры — это дело большой государственной важности. Именно поэтому так велико значение работы, которую вот уже много лет ведет издательство «Искусство», выпускающее в серии «Художественные памятники» хорошие •шиги о старых русских городах. еАи ни ШШ - * яви Уже вышли в свет такие книги, как «Новгород Великий» М. Каргера, «Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской» Н. Воронина, «Ленинград» В. Шварца, «Псков» Ю. Спегальско-го и другие. В будущем году издательство выпустит книги о Подмосковье, Ростове. Угличе и Львове. Авторы этих книг подробно, с глубокими экскурсами в историю рассказывают об архитектурных памятниках древней Руси. И, конечно, эти книги полезно прочесть каждому, кто собирается отправиться в путь. Но одной этой серии явно недостаточно. Ведь в первую очередь эти книги рассчитаны на специалиста, человека, изучающего историю русской архитектуры серьезно и основательно. Существует неотложная нужда и в книгах другого рода — рассказывающих о старинных русских городах в популярной форме самому широкому читателю. Так, как это сделали, например, два года тому назад художник А. Кокор ин и писатель Ю. Халиминский. Они написали живую, яркую книгу «По старым русским городам», изданную издательством «Советский художник». Книгу, заражающую своей увлекательностью и убедительностью. И что самое главное — они написали немало ярких страниц о сегодняшней жизни этих городов. О рыбаках озера Неро, о загорских мастерах-игрушечниках, об угличской электростанции, построенной по последнему слову техники, о мальчишках из Переславля-Залес-ского, у которых под ординарной школьной формой обнаруживается вдруг «морская душа». И новое органически уживается здесь со старым Потому что старое — это то, что составляет и сегодня славу России, что завещано этим самым мальчишкам в полосатых тельняшках их замечательными предками — народными художниками древней Руси. Такого рода литература — книги, статьи, брошюры — очень нужна. Чтобы то, что известно сейчас немногим, стало доступным каждому Чтобы путешествие в удивительные страны состоялось. Г. КОРНИЛОВА 63 |