Вокруг света 1964-10, страница 11

Вокруг света 1964-10, страница 11

времени. Не по тем сигналам, конечно, что слышат все. На особой волне для «потребителей» особенно точного времени передаются специальные сигналы.

О ЗЕМНОМ ЯДРЕ И ЗВЕЗДАХ

И вот, наконец, я у Николая Андреевича Попова. Сейчас цепочка звезды — полюс — широты — земное ядро, наконец, замкнется.

— Почитайте-ка сначала, что уже написано. У меня тут папочка есть с вырезками из газет...

В словах Попова нет ни малейшего намека на тщеславие. Очень удобный метод работы для нас обоих.

Больше всего вырезок из украинских газет. Язык, конечно, понятный. Но все же не так-то просто догадаться, что «добова вильна нутация» — это и есть то самое, чему он посвятил годы труда.

— Николай Андреевич, я слушала ваш доклад в прошлом году. Знаю про Службу широт, и для чего она нужна, и про то, как двигаются полюса. Знаю, что вы открыли новую закономерность в их «блужданиях» — суточную нутацию величиной в пятнадцать тысячных секунды дуги. Мне хотелось бы, наконец, выяснить, при чем здесь земное ядро.

Так начался наш разговор — и вот его краткие итоги:

...В Москве, в Институте физики Земли работает один из главных наших теоретиков по части земных глубин — Михаил Сергеевич Молоденский. Он провел расчеты и предположил, что если ядро Земли жидкое, то это должно сказаться на «ошибках» в ее вращении вокруг своей оси, должно быть особое «болтание» — суточная нутация полюсов. Ведь сосуд с жидкостью, скажем, вращается несколько иначе, чем тот же сосуд, но заполненный твердым веществом. Молоденский предположительно вычислил и величину этой нутации. А многолетние наблюдения полтавских зенитных звезд подтвердили выводы московского ученого. Николай Андреевич провел соответствующую обработку своих наблюдений, и оказалось, действительно есть у Земли суточная нутация с величиной, предсказанной Моло-денским. Значит, ядро Земли действительно жидкое.

Подтвердили этот вывод и наблюдения совсем иного рода. В Средней Азии группа геофизиков изучала земные приливы. Чувствительные гравиметры показали — скрытые волны, дважды в день поднимающие сушу под влиянием Луны и Солнца, проходят по земному шару так, словно под его оболочкой колышется жидкость.

...Так очень просто и очень логично разрешился парадокс, казавшийся удивительным и загадочным. Связь между небом и землей оказалась органичной и естественной. Таким же органичным и таким же естественным оказался и союз между двумя науками — геофизикой и астрономией. Тот самый союз наук, без какого ныне невозможен прогресс знания.

— Хотите посмотреть мой прибор?—опрашивает меня Николай Андреевич.

Мы идем по тропинке к павильону — ежедневный маршрут ученого, тот самый многолетний маршрут. Гремит металл... Раздвигается крыша павильона. Мне кажется, что я в маленьком планетарии, но вместо купола-экрана надо мною Вселенная.

Мириады звезд. Но смотрю я на них уже без прежнего благоговения, «Спотыкаясь», раскачиваясь, вертятся звездные «светлячки» по своим орбитам. И в «хаос» их качаний, отклонений вносит стройную логику познающая мир человеческая мысль...

На крыльце прощаюсь с Николаем Андреевичем. Окидываю прощальным взглядом двор обсерватории. Сегодня будет ясная ночь... С этого крыльца разойдутся — каждый по своей тропинке — исследователи. Телеграммы о данных наблюдений полетят в Москву, Париж, Токио и в другие места. Еще одна рабочая ночь, еще одна крупица знания...

Полтава — Москва

Подземные кладовые

На Черниговщине развернулось необычное строительство. Пробурены скважины, смонтирована компрессорная станция, строится цех сушки газа. Все эти сооружения потребуются для того, чтобы спрятать газ... под землю.

На глубине 600 метров между толстыми герметичными слоями глин геологи разведали пустоты, удобные для хранения нескольких миллионов кубометров газа. По соседству открыт в недрах глиняный купол.

В Башкирии по предложению ученых «Южгипрогаза» запланировано построить подземный газгольдер для хранения пропанбутана в сжиженном состоянии. Вместилищем ему послужат специально размытые углубления в соляном пласте на глубине 200—300 метров.

«Осторожно, окрашено!»

Что бы вы сказали, увидав такую надпись на безмятежно зеленеющей березе?

Маляр обычно касается дерева последним, когда оно уже приняло вид готового изделия: шкафа, стола, двери. Научные сотрудники опытной лесной станции в городе Мукачево решили поступить иначе: они разработали и успешно применяют метод окрашивания древесины на корню, в лесу.

«Маляры»-химики пропитывают живую древесину различными веществами, заставляя ее принять цвет орехового дерева или других ценных сортов.

Уже удалось окрасить бук, граб, березу, осину, ольху. Мебельная промышленность получит ценное сырье.